Арт-терапия в работе с дошкольниками

Коробова М.А, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 43

В дошкольном возрасте ребенок активно познает мир, узнает много нового, учится взаимодействовать с другими людьми. К сожалению, не всегда все проходит гладко. Иногда ребенок и его родители сталкиваются с различными  психологическими проблемами.

Ряд проблем могут возникнуть у ребенка-дошкольника даже в самой благополучной семье. Обычно они видны при проведении психологической диагностики или родители сами озвучивают проблемы на консультации. И для их решения отлично подходит арт-терапия, включающая в себя разнообразные методы и приемы. Особенно хорошо то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в самых обычных домашних условиях. Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является оказание им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни: страхи, недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы, психологические травмы и т.п. Противопоказаний к занятиям арт-терапией  нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести психике и здоровью малыша никакого вреда, что очень важно для наших маленьких воспитанников.

Для работы с детьми специалисты используют много вариантов арт-терапии. В своей работе в нашем детском саду я успешно использую следующие направления:

  • сказкотерапия (чтение и обсуждение сказок);
  • песочная терапия;
  • изотерапия (использование различных видов рисования);
  • музыкотерапия.

В первую очередь арт-терапия рекомендована:

  • детям, которые демонстрируют трудности с выражением чувств и эмоций (капризные, вспыльчивые, замкнутые и стеснительные дети);
  • ребятам, пережившим сильный стресс;
  • приемным детям, которые могут испытывать чувство собственной «ненужности», отторжения миром;
  • детям с проблемами в общении;
  • ребятам, в семьях которых царит неблагожелательная и психологически неблагополучная обстановка, а также детям из неполных семей;
  • детям со страхами;
  • детям с низкой самооценкой;
  • детям с задержкой речевого и психомоторного развития;
  • тревожным и гиперактивным ребятам.

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному ребенку, выполняться им с радостью, а виды деятельности лучше всего чередовать. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного результата.