Использование в обучении дошкольников государственных символов страны с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания

Лента С. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 35

Взвейся в небо, флаг России гордой!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!

В Методических рекомендациях Минпросвещения России от 15.04.2022 года «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении детей и молодёжи в образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления» указывается, что «…использование в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти».

В соответствии с данными рекомендациями государственные символы России: гимн, герб и флаг – являются той основой, с изучения которой должно начинаться духовно-нравственное и патриотическое воспитание каждого гражданина нашей страны, начиная с первой ступени обучения, которой является дошкольное образование и воспитание.

Дошкольный возраст – самая благодатная почва для воспитания духовно-нравственных ценностей нашего народа, для укрепления его нравственных основ. И прежде всего у дошкольников важно воспитывать любовь к своей Родине, уважение к её историческому прошлому, понимание значения государственных символов страны.

22 августа мы праздновали День флага России. Этот сравнительно молодой праздник прочно завоевал своё место в календаре праздников и развернулся по всей стране яркими флешмобами, концертами и другими торжественными мероприятиями. В нашем детском саду чествование флага прошло в праздничной и торжественной атмосфере, и большую роль в подготовке к празднику сыграла предварительная работа со старшими дошкольниками.

Так в подготовительной к школе группе «Звёздочки» мною была проведена большая предварительная работа по изучению государственных символов нашей страны. Для формирования представления дошкольников о гимне страны как музыкальном символе России организовала слушание гимна, в ходе беседы раскрыла перед обучающимися значение слов и  смысловую направленность  текста.  В диалоге с детьми провела анализ каждого куплета, мотивируя дошкольников на открытое выражение своих чувств и переживаний, с которыми они слушали гимн. После прослушивания гимна познакомила обучающихся с теми торжественными моментами, когда звучит гимн страны: награждение орденами и медалями за подвиг, мужество, труд, открытия, награждения спортсменов за победы в спорте  –  и провела совместное заучивание первого куплета и припева гимна Российской Федерации.

Далее продолжила изучение с детьми государственных символов страны – познакомила дошкольников с функциональным назначением герба Российской Федерации. В ходе беседы и рассматривания герба РФ обсудили его внешний вид с изображением двуглавого орла, всадника – Георгия Победоносца, который серебристым копьём поражает дракона, что символизирует победу добра над злом. Проинформировала детей о том, где размещается этот государственный символ: на российских монетах, на границе страны, на специальных пограничных столбах, в местах проезда на территорию нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность государственных документов.

На следующем этапе проводила работу над формированием представления обучающихся о происхождении флага: современный российский флаг берёт начало от русского военного корабля «Орёл», когда впервые на мачте в 1668 году было поднято полотнище трёх цветов.  Утвердил бело-сине-красный флаг как символ страны России царь Петр I в первые годы Северной войны (1700 – 1721). Познакомила детей с символическим значением цветов российского триколора: белый – мир, чистота, непорочность, синий – вера и верность Родине, красный – сила, энергия, кровь, пролитая за Отчизну.

В ходе беседы познакомила детей с отрывком из закона РФ о флаге: «Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2-3». Закон о флаге подчёркивает  важность и значение главного символа страны, который является ещё и знаком государственной власти. Есть он и у главы нашего государства и называется штандартом президента Российской Федерации.

Во время организованной образовательной деятельности «Российский флаг» продолжила работу, направленную на формирование эстетического отношения к цветам российского флага, на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважительного отношения к флагу России. В ходе ООД  мы с ребятами обобщили знания обучающихся о государственном флаге, закрепили знания о значении цветов, изображённых на флаге и оформили коллективную выставку творческих работ дошкольников.

В ходе проделанной предварительной работы у старших дошкольников сформировались прочные знания о государственных символах: гимне, гербе и флаге России. Все дети с трепетом участвовали в торжественном поднятии флага и слушали гимн страны.  Они осознанно читали наизусть стихи о флаге и гордо пели песни о России.

Такая целенаправленная работа, направленная на изучение государственных символов, формирует у дошкольников основы гражданственности, воспитывает чувства патриотизма и любовь к Родине.