Воспитательная работа в школе

Петракова О.В., заместитель директора по ВР ГБОУ школа № 335
Ардашева Д.А., педагог-организатор ГБОУ школа № 335

Современная школа – это сложный механизм, в котором важное место занимают все компоненты, позволяющие расширять информативное поле ученика. Образовательный процесс должен идти по пути сотрудничества, взаимного поиска, обогащения учителя и ученика и должен быть ориентирован на успех. Успешность в обучении возможна, если у ученика существует позитивная мотивация на получение знаний. В арсенале современного учителя находится большой набор методов и средств, позволяющих сделать обучение интересным, значимым, результативным [1, c.211].

При организации педагогического процесса в образовательном учреждении немаловажную роль занимает направление воспитательной деятельности. Главной целью воспитательной работы является организация всестороннего досуга обучающихся. Она реализуется через интеграцию нескольких направлений: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, общекультурного, социального, духовно-нравственного и гражданско-патриотического.

К основным задачам воспитательной деятельности в школе относятся:

  1. Планирование и организация вечеров, праздников и экскурсий.
  2. Осуществление взаимодействия с органами здравоохранения, физической культуры и спорта.
  3. Обеспечение информационного сопровождения социальной работы в школе путем создания плакатов, презентаций, электронных ресурсов (официальные сайт и школьная группа в социальной сети ВКонтакте).
  4. Реализация совместно с классными руководителями мероприятий и проектов, отвечающих интересам и потребностям учащихся в различных видах общественной и культурно-досуговой деятельности.
  5. Обеспечение участия учащихся в различных конкурсах, фестивалях, проектах и акциях школьного, городского, всероссийского и международного уровня [3, c. 101-102].

Наша школа – сравнительно молодое учебное заведение Санкт-Петербурга – подарок города. Школа построена в рамках программы к 300-летию Царского Села для новых граждан города, которым посчастливилось переехать сюда жить.

Совместными усилиями учителей, учеников и родителей создан хороший школьный дом, где всем комфортно и уютно. Отличительной особенностью нашего образовательного учреждения является то, что большая часть педагогического и ученического коллективов – члены семей военнослужащих.

Неудивительно, что для обучающихся и педагогов нашей школы приоритетным стало гражданско-патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность, которая формирует у человека чувство верности своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга

Задачами этого направления являются:

  • формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;
  • развитие гражданственности и национального самосознания у обучающихся;
  • формирование у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины [2, c. 57].

Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе реализуется через проведение различных мероприятий, акций, общешкольных классных часов, радиолинеек и т.п. С момента основания школы функционирует Совет отцов, целью создания которого является использование воспитательного потенциала авторитета пап. Совет отцов помогает в проведении патрулирования микрорайона в период проведения массовых праздников в школе. Школьный представитель участвует в работе городского Совета отцов в Санкт-Петербурге как представитель Пушкинского района.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию неоценимую помощь оказывает школьный Совет отцов, при его поддержке в рамках Дня призывника проходят Кадетские сборы для обучающихся параллели 9-х классов. По традиции Совет отцов помогает в проведении смотра строя и песни «Вместе весело шагать».

В рамках патриотического воспитания в нашей школе проходят следующие мероприятия:

  • Радиолинейки, общешкольные классные часы, посвященные началу блокады Ленинграда, оккупации городов Павловска и Пушкина, а также полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Особой традицией нашей школы является проведение акции «Свеча памяти». Школа присоединилась к акции по чтению имен жителей блокадного Ленинграда.
  • День народного единства. Общешкольные классные часы «Горжусь тобой, моя Россия» (классные часы для начальной школы проводятся в игровом формате).
  • Фестиваль военно-патриотической песни «О Родине, о доблести, о славе». Ежегодно отмечается хорошая подготовка выступлений, которые никого не оставляют равнодушными. Все это было бы невозможно без помощи классных руководителей и родителей.
  • «Софийский бал», посвященный победам русского оружия и памяти героев-защитников Отечества. Это уникальная возможность воспитанникам погрузиться в эпоху балов, галантных кавалеров и застенчивых барышень, продемонстрировать образцы воспитанности и высочайшей культуры, а также блеснуть своими талантами.
  • День воинов-интернационалистов. Ежегодным объектом заботы стал памятник, посвященный воинам-интернационалистам, а также воинские захоронения на Казанском кладбище. Неугасима память поколений – ученик, учителя, родители ежегодно принимают участие в торжественных митингах и шествиях, проводят встречи с ветеранами.
  • День защитника Отечества. Проходит фестиваль воинских искусств «К защите Родины – готов!» для обучающихся начальной школы. Ребята готовят инсценировки песен и музыкально-хореографические композиции, разучивают стихи.
  • Воссоединение Крыма с Россией. Проведение общешкольных классных часов, организация выставок творческих работ обучающихся.
  • Ежегодно в канун празднования Дня космонавтики «космодесант» из обучающихся 11-х классов проводит тематические занятия во всех классах школы, на которых ребята знакомятся с началом космической эры человечества и узнают о покорении космоса советскими космонавтами.
  • Общешкольный проект «Нам доверена память». В рамках этого проекта каждый класс посещал выставку «Уголок героев», а в школьном музее ребята смогли погрузиться в атмосферу героических событий и «прикоснуться» к частицам истории своей страны.
  • День Победы. Традиционной стала «Вахта памяти». Ученики, учителя, родители ежегодно принимают участие в торжественных митингах и шествиях, во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Во время ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой в мире, мы объединились в «Бессмертный полк» школы № 335, который прошел онлайн. В этом памятном мероприятии принимали участие все педагоги и сотрудники школы, наши обучающиеся и выпускники. Мы все были вместе в одном строю. Это наша память, уважение и благодарность всем, кто ковал победу в Великой Отечественной войне, на фронте и в тылу.

Важность патриотического воспитания заключается в формировании у детей уважения к культуре и истории своей страны. Реализация такой задачи невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

Таким образом, главная цель воспитательной работы в школе – это создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, воспитание высоконравственной, образованной, компетентной личности, гражданина и патриота своего Отечества.

Список использованной литературы

  1. Галкина Т. И., Котельникова В. В. Воспитательная система общеобразовательной школы. М.: Феникс, 2007.448с.
  2. Конжиев Н. М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986. 141с.
  3. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах концепции воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2005. 160с.
  4. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 224с.