Рекомендации воспитателям в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Малярова А.М., педагог-психолог, детский сад № 4

Цель рекомендаций – ознакомление воспитателей (особенно молодых специалистов) с процессом адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Всем, кто работает в дошкольном учреждении, знает, что адаптация — это сложный и ответственный период для всех участников образовательного процесса. Тяжело детям привыкнуть к новым условиям, тяжело родителям видеть слезы ребенка при расставании, также тяжело и воспитателям, особенно молодым специалистам. Дети плачут, цепляются за родителей при расставании, устраивают истерики, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным деткам передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей к детскому саду – неизменно сложная проблема.

Воспитатель играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком и с родителями влияет на то, как в целом пойдет весь процесс и как быстро он закончится. 

Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым –  воспитателю в первую очередь нужно установить контакт с родителями, необходимо оказывать помощь им в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие.

Рекомендации воспитателю для работы с родителями

  •  Узнайте у родителей индивидуальные особенности ребенка: преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое), характер засыпания (быстрый, медленный), продолжительность сна, аппетит ребенка, навыки самообслуживания, особенности поведения, какая у него любимая игрушка (сказка), как ласково родители называют ребенка.
  • Ознакомьте родителей с распорядком дня. Пусть они посмотрят, где их дети будут спать, играть, кушать и заниматься. Спокойствие родителей — это залог положительного отношения ребенка к детскому саду. Любое волнение родителей будет передаваться и детям.
  • Посоветуйте родителям постараться не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не ездить надолго в гости, не приглашать к себе незнакомых малышу людей и т.п.), т.е. ограничить возбуждение нервной системы ребенка.
  • Создайте чат для родителей этой группы в любом популярном мессенджере, например, Whatsapp или Telegram. Поддерживайте активность и диалог в этом чате, отвечайте на вопросы, публикуйте новости и объявления. Такой чат даст родителям чувство контроля и спокойствия, ведь они в любой момент смогут получить информацию о своем ребенке.
  • Договоритесь с родителями, чтобы они приводили детей в детский сад с разницей в 5-10 минут. Это позволит вам встретить каждого ребенка индивидуально и установить с ним контакт, чтобы процесс расставания с родителями прошел более безболезненно.
  • Предупредите родителей, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин возможно кратковременное повышение температуры. Из-за стресса организм ребенка восприимчив к перекрестным инфекциям.
  • Выставляйте детские работы на обозрение родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

Советы для работы с детьми в период адаптации

  • При первом знакомстве с малышом будьте ласковы с ним. Проявляйте искреннюю доброжелательность, улыбайтесь, предлагайте свою помощь, проявляйте к нему интерес, например, задавайте вопросы о его настроении и самочувствии. У ребенка с первой встречи должно сложиться впечатление, что вам можно доверять, что вы друг, который всегда поможет.
  • Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на два часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
  • К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим. Не оставляйте без внимания стоящего в стороне и тихо плачущего малыша. Тихо плача в стороне, он замыкает в себе все предстрессовые состояния, что, конечно же, отразиться на его здоровье. Обратите внимание на него, но не будьте навязчивы.
  • Воспитателю нужно быть хорошим актером –  уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента. Успокаивая таким образом одного ребенка, вы увлекаете почти всю группу.
  • Сон и еда критические точки для ребенка, а часто и для воспитателя. Если он плохо ест, отказывается от еды – можно предложить попробовать блюдо, ведь мы знаем, что аппетит приходит во время еды. Но никогда не кормите насильно, особенно плачущего ребенка – он может просто подавиться.  Если сложно уложить спать, проведите «экскурсию в спальню», покажите кроватку, предложите ребенку примерить кроватку: посидеть, полежать.
  • Также важно обеспечить наглядную информацию, она должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент. Используйте в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка, вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных переживаний, организовать деятельность и привлечь внимание детей.

Завершение адаптации

Воспитатель постоянно наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Можно считать, что адаптация подошла к концу и ребенок больше не испытывает явного напряжения, если на протяжении семи  дней ребенок не плачет без причины и не спрашивает про маму, с интересом играет со сверстниками и общается с воспитателем, хорошо спит, ест и не болеет.

Если есть необходимость, следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, психологу, медсестре и др.). Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне необходима, но ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.