Нужен ли наставник молодому учителю?

Что по этому поводу думают молодые педагоги

Будущий 2024 год станет Годом наставников и наставничества в самом широком смысле этого слова. В Пушкинском районе в каждой школе уже существует своя система наставничества со своими особенностями и  традициями. 

Сегодня мы немного поговорим о наставниках молодых педагогов.  Наставники – люди особые, совсем не каждый педагог может выступать в этом качестве, поэтому школьные МО наставников постоянно  находятся в поиске новых идей, форм работы, благодаря районному методическому объединению они активно взаимодействуют, обмениваются опытом.

Мы предлагаем коллегам, которые занимаются наставничеством, выдержки из работ молодых педагогов –  участников проекта «Учитель 21 века».  Ребята размышляют о роли наставника, опираясь на свой опыт наставляемого.  Думается, что этот материал будет интересен для всех заинтересованных сторон.

  1. Нужен ли молодому учителю наставник? Да, да, и ещё раз да. С одной поправкой: нужен реальный наставник, а не номинальный. Дело даже не только в помощи с учебной частью, а с рядом мелких вещей, о которых не знаешь, у кого спросить, чтобы не показаться смешным или докучливым. Я работаю в школе, где проучилась 10 лет, поэтому никто не устраивал мне экскурсий по школе – с чего бы, если я и так всё знаю? Поэтому только спустя пару месяцев работы я узнала, что у нас есть гардероб для учителей. Спустя полгода – что есть и туалет для учителей! А где брать мел пришлось спрашивать у своего наставника. Ну и, конечно же, есть и моменты обучения: как редактировать учебный план в электронном журнале, как правильно заполнять этот журнал, как вести беседу с воинственно настроенными родителями… Молодые педагоги приходят с полным знанием теории, которая иногда далека от тех сюрпризов, которые приготовила реальная жизнь. Поэтому не просто полезно, а жизненно необходимо иметь того, кому не боишься задать простой, возможно, даже глупый вопрос.
  2. Конечно, в школе у молодого педагога должен быть наставник – опытный педагог, который помогает начинающему. Он выполняет  задачу посредника между новым учителем и классом (группой учащихся). Посещение уроков, их  анализ, комментирование, предложения по внесению изменений –  вот задачи наставника. А  задача молодого учителя  – прислушаться и взять на заметку предложения старшего товарища.
  3. Сопровождение молодого специалиста в школе – дело общее: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой. Особую  роль в становлении меня как молодого специалиста  сыграла  Черевичная Наталья Николаевна, которая  много лет успешно работает в  нашей школе.  Наталья Николаевна учитель с многолетним стажем и опытом работы,  она всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока,  подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется  мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Учительская профессия сложна, она  требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы.
  4. Иногда очень не хватает совета от старших коллег. Конечно, если подойти спросить что-то, то они, несомненно, помогут, но не всегда это удается сделать. Иногда мои вопросы мне самой кажутся глупыми, а иногда просто не хватает времени подойти к более опытному преподавателю.  В такие моменты хочется иметь рядом  человека, который ответит на все, даже самые глупые вопросы. В некоторых ситуациях подскажет, как сделать лучше, как заполнить те или иные документы. Также важно отметить, что в начале  профессионального пути очень важно мнение со стороны. Необходимо, чтобы тебе подсказали,  как лучше объяснить материал, в чем есть недочеты. Мне кажется, именно для этого и нужен наставник.
  5. В самом начале пути молодому специалисту очень сложно, и он нуждается в поддержке наставника. Особую роль для меня как молодого специалиста сыграли старшие коллеги, которые помогают правильно спланировать уроки, подобрать формы работы, корректно укажут на методические ошибки и подскажут пути выхода из конфликтных ситуаций с родителями. Такая поддержка крайне необходима для любого педагога. Ведь мало владеть какими-нибудь талантами и быть образованным. Если рядом не оказалось мудрых наставников, то из начинающего педагога не получится высококачественного специалиста.
  6. С самого начала моего преподавания мне повезло иметь рядом с собой наставника. Файт Лариса Викторовна была не только моим преподавателем английского языка в школьные годы, но и классным руководителем. А теперь я горда называть её своей коллегой. Наставничество, безусловно, неотъемлемая составляющая в жизни начинающего педагога. Он должен понимать, что в школе есть такой человек, к которому всегда можно обратиться за помощью, будь то помощь в составлении плана урока или в преподнесении материала. Порой нужна простая человеческая поддержка. К молодым педагогам стоит относиться терпеливо – все через это проходят. В первое время всегда сложно, поэтому в такие моменты хочется быть уверенным, что есть человек, который не даст пасть духом. При этом важно помнить, что мы учимся на своих ошибках, а у наставников есть своя педагогическая жизнь. Иногда стоит действовать самостоятельно.
  7. Я в школе ни разу не почувствовала дискомфорта, могу обращаться за помощью к своим коллегам. Важно отметить и тот факт, что у меня есть наставник – это завуч. Она мне помогает, направляет меня как профессионала, поэтому проблем с планированием уроков, проведением занятий у меня не возникает. Исходя из этого, могу сказать по собственному опыту, что наставничество в школе для молодых педагогов просто необходимо. Потому что те знания, которые были получены в вузе – это, конечно же, хорошо, но проблемы возникают так или иначе, трудности тоже, а наставничество помогает эффективно распределять собственные ресурсы, развивает молодого педагога в профессиональном и культурном смысле, формирует гражданскую позицию.
  8. Каждый учитель в своё время был молодым специалистом, не имеющим опыта работы, часто еще не определившим, чем хочет заниматься в жизни. И, возможно, каждый был на грани ухода из профессии по причине неудач и трудностей.

Большинство молодых специалистов амбициозны, имеют широкий круг интересов. Эти ресурсы необходимо направить в нужное русло, и помочь в этом может наставник- коллега. Наставничество-  это постоянный диалог, наставник  должен быть терпеливым  и целеустремлённым.

В работе с молодыми специалистами наставнику нужно учитывать то, что они пока не способны мыслить системно, обрабатывать большой объем информации. Молодым педагогам не хватает практических навыков построения уроков, организационных навыков работы с детьми, нацеленности, адекватной самооценки. Недостаточно и жизненного опыта, а это тоже  влияет на общение с родителями и детьми. Поэтому после появления молодого специалиста в школе наставнику необходимо наблюдать не только за его педагогической деятельностью, но и за процессом вхождения в коллектив, выстраиванием взаимоотношений с коллегами, учащимися и родителями, то есть оказывать всестороннюю профессиональную помощь.