Роль истории, традиций и культурной среды в воспитании школьников

Беликова Л.В., учитель истории и обществознания ГБОУСОШ №695 «Радуга»

Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного развития личности. Цель воспитания – нравственное совершенствование школьников. Наставниками  духовной жизни ребенка являются воспитатели. Но воспитание осуществляется не только в школе, оно происходит на протяжении всей жизни человека. Не случайно в народе говорят: «Век живи, век учись». Достигая определенного возраста и соответственно уровня духовного развития, человек далее совершенствуется самостоятельно, правда, и здесь не без помощи «воспитателей», которыми становятся разные жизненные ситуации и люди, с которым встречается человек.

Процесс воспитания и образования индивида начинается посредством общения его с окружающей средой, узнаванием ее истории. Уже в раннем возрасте человек знакомится с прошлым с помощью фотографий, семейных архивов, домашних музеев, истории домов, памятников, рек и каналов, улиц и площадей. Благодаря увлекательным рассказам о былом, история, где, по справедливому замечанию Н.В.Гоголя, «ни одно событие не брошено без цели», в школьниках воспитываются такие важные нравственные качества, как справедливость, честь и достоинство, а также чувство прекрасного, которое развивает умение отличать истинное от ложного, доброе от злого.

Так что же такое история?

Культура и история составляют две важные стороны бытия человека. Культура есть все созданное руками и разумом человека. Историческое время – это поток, в котором, присутствует логика преемственности и последовательности. По словам известного русского историка В.О.Ключевского, история ничему не учит тех, кто не умеет учиться. История – время, подчинившееся величию вечности. В истории уроки прошлого весьма полезны и необходимы. История – надежный воспитатель, помогающий осмыслить минувшее.

Любого человека всегда интересовал вопрос о своих корнях в контексте места и времени. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

Родные места несравнимы ни с какими иными,  поэтому, даже находясь вдали от них, человек о них помнит, испытывает чувство гордости за свой край. Задача учителя – заинтересовать учеников историей своего края. Довольно часто дети не знают, в честь кого названа улица, на которой они живут.Каждый уголок России богат добрыми традициями, передающимися из поколения в поколение, которые сохраняются в памяти людей в течение длительного времени. Изучение своих истоков для сохранения традиций важно, поскольку этим в какой-то мере определяется судьба человека. Поэтому процесс воспитания, знание истории, культуры и традиций взаимозависимы. Об этом А.С. Пушкин сказал так: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Надо, чтобы наши ученики не забывали ни рода своего, ни прошлого своего, изучали историю жизни своих дедов и прадедов.

«Познай свой край… Себя, свой род, свой народ, свою землю – и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности…», – справедливо считал философ Г.Сковорода.

Верность своему городу, краю и народу воспитывается сохранением памяти, которая, по словам Д.С.Лихачева, «есть основа совести и нравственности, основа накопления культуры».

Прилежно учиться у истории – значит обладать памятью.