Педагогическая поэма

Абрамова М. В., учитель английского языка,
классный руководитель 10 класса ГБОУ школы № 638

«Педагогическая поэма» одна из выдающихся работ советского педагога А.С. Макаренко, которая была известна не только в СССР, но и далеко за его пределами. Книга повествует о воспитательном и педагогическом опыте автора, сформировавшемся в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Благодаря уникальной системе воспитания или, как сейчас принято говорить, педагогическим кейсам, Макаренко удалось перевоспитать «трудных» подростков и дать им билет в успешную жизнь.

Но то были беспризорники, а есть ли шанс у обычного ребенка?

Слова «все мы родом из детства» принадлежат французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери, но в наше время первоисточник, похоже, забыт, и авторство приписывают психологам. Роль детства и его влияние на последующую жизнь ребенка неоспорима, так как будущие решения и поступки, взлеты и падения, отношения с противоположным полом напрямую связаны с опытом, полученным в детстве. Трудно не согласиться –  и детство, и школа бывают только раз в жизни и всегда взаимосвязаны. Чем успешнее ребенок проживет это время, тем лучше он сможет адаптироваться во взрослой жизни. Взросление ребенка всегда сопровождается трудностями. Именно поэтому важна своевременная помощь и внимание взрослых — родителей и учителей.

Все мы родом из детства, и первое что слышим — колыбельная, а потом – сказка. Детство тесно переплетено с миром сказок. Моя первая сказка была «Заюшкина избушка», где лиса жила в ледяной избе, а заяц — в лубяной. Позже я услышала немецкую историю братьев Гримм про детей Гензель и Гретель, которых лесная тропинка привела к пряничному домику. Три поросенка герои старой доброй английской сказки построили дома из соломы, веток и камня. «Дом, который построил Джек» был весьма гостеприимен и вмещал в себя всех от мала до велика, а пьеса Самуила Маршака «Кошкин дом» рассказывает историю о возрождении из пепла — новый дом был куда лучше сгоревшего.

Иногда кажется, что современная школа выглядит, как один большой бумажный дом с бумажными стенами и окнами. Тяжелые бумажные столбы подпирают крышу, а резные белые лестницы ведут на этажи с просторными классами. К сожалению, школа утопает в бумажных отчетах, и зачастую заполнение нескончаемых документов становится ведущей деятельностью в работе учителя. Согласитесь, за бумагами легко не заметить ученика, что уж говорить о решении его проблем. Но так было не всегда, например, сто или даже двести лет тому назад. Однако если вы считаете, что без обременительной бумажной работы те учителя были более внимательными и чуткими к детским проблемам, вы ошибаетесь.

Знали ли вы, что один из величайших изобретателей Томас Эдисон был переведен на домашнее обучение? Однажды он вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Она бегло взглянула и сквозь слезы прочитала:

«Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

Учитель как в воду глядел. Эдисон, действительно, стал гением, изменив своими изобретениями мир. Много лет спустя, став всемирно известным, он пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на то самое письмо, где было написано:

«Ваш сын— умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».

Вдруг открылась правда. Учителя считали Эдисона «ограниченным» и настоятельно рекомендовали, выражаясь современным педагогическим языком, сменить образовательный маршрут. Но рядом оказался человек — мама, которая поверила в сына и не сдалась. В тот день Эдисон сделал пометку в личном дневнике:

«Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».

То был пример из мира науки. А какие примеры есть в литературе?

Держу пари, вы не знакомы с творчеством американского писателя XX века Уинстона Грума, но точно хотя бы раз в жизни смотрели оскароносный фильм, снятый в 1994 году по его роману «Форрест Гамп». Главный герой родился с сильными ногами, но кривым позвоночником. У него также был низкий IQ — 75, но это не остановило его маму, и она сделала всё, чтобы её ребенок учился  в обычной школе. «Глупый тот, кто делает глупости», — всегда говорила она, и Форрест обращался к этой фразе на протяжении всей своей жизни, сталкиваясь с насмешками окружающих.

Не менее яркие примеры можно встретить и в кинематографе. Так, в советской кинокартине 1968 года «Доживем до понедельника», которая иллюстрирует три дня из жизни 9-го класса, есть весьма занятный эпизод, демонстрирующий пропасть понимания между учителем и родителем. Учитель истории Мельников, явно не знающий, что такое эмпатия, беседует с матерью двоечника-танцора, бросая фразу:

«Ему надо не ноги тренировать, а речь и память».

И тут выясняется, что двоечник стал таким не по своей воле, а потому, что отец у него алкоголик, мальчик «до полутора лет головку не держал» и во дворе все его дразнили  доходягой. Но, несмотря на все невзгоды, он танцует в ансамбле, куда его, к слову, отдала мама. Вероятно, это и есть для него билет в счастливую жизнь. Однако учителю важна успеваемость, а не сложная судьба ученика.

В воздухе повисает дилемма – что важнее для классного руководителя: хорошая учеба или хороший человек? Заметьте, вопрос адресован не учителю-предметнику, потому что ответ весьма очевиден. Но не стоит его в этом винить: современная школа взяла курс на результативность, высокие показатели и рейтинги. Поэтому учитель учит, а классный руководитель воспитывает, используя в своей работе разные методы. В случае невозможности применения воспитательных технологий и отсутствия продуктивной беседы, остается единственный способ — крик, после которого учитель зачастую винит себя и сожалеет.

Личная беседа — отличный педагогический прием для решения возникнувших образовательных проблем, но порой школьники идут на  беседу, как на голгофу. А особо впечатлительные представляют, будто спускаются в  подземное царство Осириса, правителя Древнего Египта. Почему? Семейные психологи крайне рекомендуют избегать фразы «нам нужно поговорить», так как это отправная точка нового витка проблем. Да и вспомните себя, идущего на прием к директору: дорога до кабинета петляет, а в голове жужжат мысли, будто пчелиный рой. Учитель идет, но хаотично перебирает всевозможные варианты, начиная от внеплановой проверки, поступившей жалобы, неверно сказанного слова, неправильно выставленной отметки, не вовремя сданного отчета, и, заканчивая вопросом самому себе, выключен ли  дома  утюг?

Дабы не расстраивать читателя, сообщаю: учителя вызвали по громкой связи, чтобы лично поблагодарить за высокий вклад в развитие образования и сообщить, что в самое ближайшее время ему будет выписана премия. А мы из кабинета директора все же вернемся к разговору с учеником.

Вот он остался после уроков, робко зашел в класс, сел за парту, вжался в стул, а перед ним не Марья Петровна, а древнеегипетский бог правосудия Анубис, рядом с которым стоят весы правосудия. Начинается разговор, а далее на одной чаше весов оказывается сердце, а на другой — Перо богини Маат, мерило всех истин, символ порядка и гармонии. Возникает вопрос: уравновесит ли перо правду ученика, или Марья Петровна не поверит, и потому детское сердце в буквальном смысле уйдет в пятки?

Тут же в голове всплывает яркий эпизод из советской комедии 1964 года «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Помните ироничную сцену «похорон» бабушки Кости Иночкина, которая, кстати, не понравилась цензорам на предварительном просмотре, так как в ней усмотрели пародию на Хрущева. Костя в прямом смысле слова загнал в гроб старушку, потому что огорчил ее до смерти фактом исключения из пионерского лагеря. Не стоит забывать, что фильм снят в жанре комедии, но режиссер оправданно использует мощный визуальный прием, чтобы показать спектр переживания ребенка.

За 8 лет до выхода вышеупомянутого фильма поэт Вадим Шефнер поразительно точно написал о силе слова:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…

Сказанное учителем слово может или возвысить ученика до небес, или отправить прямиком в подземное царство к Осирису. Не стоит забывать о том, что для взрослого слово зачастую является просто словом, а ученик может продолжить внутренний монолог, приправив все яркими образами и примерами. Но это в лучшем случае, в худшем — обвиняя учителя в некомпетентности, к беседе могут подключиться родители, которые на слово верят своему ребенку и, к сожалению, не подвергают критике его слова, деля все хотя бы на два.

Два — неудовлетворительная отметка, сигнализирующая о серьезных проблемах в учебе. Хуже может быть только единица, если она, конечно, не подтверждает ваше человеческое достоинство.

Однажды один профессор физико-математического факультета с намерением преподать студентам запоминающийся жизненный урок написал на доске большую цифру 1 и объяснил:

«Это ваша человечность. Самое необходимое в жизни качество».

Затем, рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал:

«А это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз. Ещё один 0 — опыт, с которым человек стал 100».

Он продолжил  добавлять нули: осторожность, воспитанность, любовь… А затем отметил:

«Каждый добавленный 0 в 10 раз облагораживает человека».

Вдруг он стер цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались ничего не значащие нули. Профессор сказал:

«Если у вас не будет человечности, остальное — ничего не стоит».

Парадокс, но так бывает, что отличники выпускаются, приступают к штурму взрослой жизни, забывая о школе. А двоечники раз от разу возвращаются в школу и делятся успехами с теми, кто в них когда-то поверил и не махнул на них рукой. Ведь протянутая рука классного руководителя, как и матери, дает надежду. И будь мы более внимательными, возможно, было бы у нас  больше изобретателей, как Томас Эдисон, мечтателей, как Форрест Гамп, страна бы гордилась Платонами и «быстрыми разумом Невтонами», как завещал Ломоносов, и, в первую очередь,  было бы гораздо больше хороших людей, потому что на первом месте стоит всегда человечность – всегда единица.