Если ребёнок играет один

Жданова О.С.  воспитатель  ГБДОУ № 43

Мною в работе рассмотрены различные случаи как индивидуальных игр ребенка, так и совместных.

Детские образовательные учреждения располагают необходимыми, соответствующими возрасту детей игрушками. А главное, дети, находясь в непрерывном общении, легко вступают в совместные игры. Учеными доказано, что сюжетно ролевые игры играют важную роль в формировании навыков игрового общения, становлении детской личности, развитии, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Но часто родителей беспокоит то, что ребенок играет один.

В каких случаях это повод для беспокойства, а в каких это норма? Какие же дети чаще всего играют одни?

Всем нам известно, насколько важна игра в детском возрасте. В детском саду игру развивают, руководят ею воспитатели. Программой воспитания предусмотрены самые разнообразные игры и игровые упражнения, обеспечивающие своевременное развитие у детей сенсорных и моторных навыков, речи, ознакомления их с окружающим.

Во-первых, дети маленькие, и они еще не умеют играть с другими детьми, игра у них находится в стадии становления, и сюжетно ролевые отношения со сверстниками пока не доступны ребенку. В лучшем случае маленькие дети играют рядом с кем-то, но не вместе. Ни о каком планировании игры, распределении ролей, динамике сюжетов еще не может быть и речи из-за несовершенства навыков общения.

Дети 2–3 лет не умеют договариваться об игре, это придет позже, а пока они отрабатывают в индивидуальной игре определенные игровые действия, имитирующие действия взрослых, например: «мама пришла с работы», «папа читает книгу», «бабушка вяжет носки» и т.д.

Во-вторых, индивидуальная игра преобладает у детей, по какой-либо причине долго находящихся вне детского коллектива. Это дети, не посещающие детский сад, дети, которые часто болеют, дети, которых ограждают от «лишних контактов» не в меру заботливые родители. Такой ребенок вынужден играть один. Если же такие дети попадают в детский коллектив, их просто не принимают в игру из-за отсутствия у них необходимых игровых навыков.

Если ребенок не умеет играть, его нужно научить, и хорошо, если это сделают сами ДЕТИ, а не педагог.

Третью группу играющих преимущественно в одиночку составляют дети, испытывающие какие-то трудности в общении: дети с резко выраженными речевыми нарушениями, замкнутые, застенчивые или малоактивные дети. Не умея договориться с другими детьми, отстоять право на привлекающую их роль, они сначала пытаются участвовать в совместных играх на любых условиях, надеясь, что им наконец повезет с долгожданной ролью, но, не достигнув желаемого результата, постепенно замыкаются.

Характерно, что дети, не принимаемые в коллективные игры из-за трудностей общения или недостаточного развития собственных игровых навыков, склонны к уединению во время игры; не любят говорить другим, во что они играют, а если в их игру пытается включиться еще кто-нибудь, прекращают играть или прячут игрушки. Очевидно, что игра таким детям представляется чем-то личным, и вмешательство в нее посторонних им неприятно.

Индивидуальные формы игры появляются очень рано, предшествуя совместным сюжетно-ролевым играм. Психологи и педагоги считают, что в развитой игре дошкольника должны в первую очередь отображаться социальные отношения между людьми. В младшем дошкольном возрасте доминирует игра в «предметы», где палка может быть и лошадью, и ружьем в зависимости от потребности играющего, а у старших дошкольников ее сменяет игра в «отношения». Так, например, в игре «Доктор», детьми будут назначены роли самого доктора, медсестры, пациента и будут проигрываться знакомые им ситуации. Ребенок, никогда не сдававший кровь, не воспроизведет этого в игре.

Отображение в игре социальных взаимоотношений постепенно выдвигается на первый план и представляет для ребенка основной интерес. В индивидуальной игре ребенок обычно распределяет роли между игрушками, не принимая роли на себя. Игра такого рода почти всегда сопровождается развернутой речью. Ребенок говорит за героя. Известно, что этап проговаривания необходим для закрепления тех или иных действий. В более сложных играх старших детей проговариваются и объясняются уже не конкретные действия, а поступки, отношения героев. Подавляющее большинство дошкольников играют как в совместные игры, так и в индивидуальные.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что игры у детей могут быть разного характера, в зависимости от возраста, от собственного игрового и социального опыта, от особенностей своего характера. Необходимо наблюдать за ребенком в игре, развивать и обогащать его жизненный опыт, на котором впоследствии он сможет основывать свои игры. Иногда ребенку достаточно задать направление игры, например, «ты – врач, а у меня больные зверушки, давай решим, как им можно помочь?», а дальше он уже сам выбирает, как продолжить игру.

Также важно помнить, что индивидуальная игра ребенка с распределением ролей между игрушками, в которой он сам выполняет режиссерские функции, – закономерная ступень в русле его игрового развития. Она возникает еще в раннем возрасте на фоне предметной деятельности  и по мере развития совместной сюжетно-ролевой игры уступает ей ведущую роль; сама же индивидуальная игра на долгие годы остается одним из видов игровой деятельности ребенка.