Организация воспитательной работы в ДОУ

Ластовская О. В., воспитатель ГБДОУ № 16

Система воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности. 

В основе процесса воспитания детей в ГБДОУ № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга лежат конституционные и национальные ценности российского общества.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, необходимо, чтобы они находили свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ГБДОУ № 16, а именно:

  • ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания;
  • ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания;
  • ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания;
  • ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания;
  • ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания;
  • ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Рабочая программа воспитания в ГБДОУ № 16 строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формирования воспитывающей окружающей среды.

В нашей программе есть часть, формируемая участниками образовательных отношений, – «Потенциал социокультурного пространства Санкт-Петербурга для воспитания детей дошкольного возраста».

ГБДОУ № 16 находится в городе Пушкин (Царское Село). Царское Село – город дворцов и парков, город муз. Он обладает огромным духовным потенциалом, даёт уникальные возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания личности. Дети-пушкинцы духовно развиваются, живя  в исторических интерьерах Царского Села, дыша воздухом, пропитанным русским поэтическим словом. Знакомя дошкольников с нашим городом, мы привлекаем внимание  к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают. Это позволяет раскрыть интерес детей к истории и культуре, к бережному отношению к природе родного города.

Реализация цели и задач нашей программы осуществляется в рамках нескольких направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на основе базовых ценностей воспитания в России, которые не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

Например, патриотическое направление воспитания – модуль «Моя Родина» и  модуль «Прикоснись к природе сердцем». В нашем учреждении мы разработали свою методику обучения на природе. Занятия включают зарисовки живых объектов, опыты, наблюдения, полевые практики. Полевая практика – это выезд на природу с оборудованием для проведения исследований в природе. В процессе обучения дети получают знания, навыки, вырабатывают свое отношение к жизни, живой природе.

Непосредственное исследование закономерностей природы проявляет многие скрытые способности детей. Проявляя живейший интерес к занятиям, дети повышают самооценку, активно участвуют в экологических акциях. А главное, дети получают возможность осознать, прочувствовать, что человек является частью природы, а не ее хозяином.

В детском саду организуются коллективные творческие проекты, направленные на формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Педагоги создают познавательные игры. Одна из них – настольно-печатная игра-ходилка «Экоследы по долине реки Поповки» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры – формирование представлений о роли особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга в сохранении природы родного края. Апробирована игра была на заседании экосовета детского сада, в состав которого входят и дети, и взрослые. Игра вызвала живой интерес. Таким образом, мы привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Также для родителей и юных путешественников творческая группа нашего учреждения составила путеводитель «Прогулки по Царскому Селу». В нём подобраны значимые объекты Царского Села, краткое описание достопримечательностей, интересные  и познавательные факты об истории города. Это отличное пособие для организации семейных выходных, совместных экскурсий, дающих возможность воспитать у детей чувство гордости и патриотизма за свою малую родину.

Такие задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы и реализуются в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в которых взрослые открывают ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.