Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста 5-7 лет

Ляникова О. С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 25

Искусство оригами, именно так его следует называть, знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны из бумаги.

Искусство оригами  – загадка,  и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги в кораблики и самолетики, в причудливых драконов, птиц и других интересных животных.

Оригами – искусство бумажной пластики, родившееся в Японии в 16 веке, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям.

Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц.  Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме.

Занятия по оригами развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик,  высоко парит самолетик, прыгает лягушка, забавный щенок играет с котенком. Сколько радости, сколько восторга!

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений  или, как принято говорить, мелкой моторики.

Сегодня ученые и педагоги признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. Занятия оригами, с точки зрения психологии, получаются эмоционально-разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития дошкольников.

Кроме того, занятия оригами развивают и коммуникативные навыки детей. Весомым аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами – бумага – самый доступный и дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети начинают легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо ребёнку дошкольного возраста.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. 

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.