Экзистенциальные умения 21 века: формируем умение делать выбор

Степаненко Д.П., учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 459

28 апреля 2022 года в школе № 459 состоялся районный семинар на тему «Экзистенциальные умения 21 века: формируем умение делать выбор».

В современном, мало предсказуемом, быстро меняющемся мире многое зависит от умения в нужный момент сделать правильный выбор. Как осуществлять эффективный выбор? Как научить этому ребёнка? Об этом мы размышляли в рамках семинара.

Важную роль в данном вопросе играют экзистенциальные умения, которые мы универсально применяем на протяжении всей жизни в различных жизненных ситуациях, и наш выбор, безусловно, зависит от контекста нашей личности. Например, от силы воли — способности ставить цели и  их достигать; осознанности – самосознания и способности к саморефлексии; саморазвития -способности учиться, разучиваться и переучиваться.

Целью семинара стало обсуждение условий для формирования готовности обучающихся к сознательному и ответственному выбору в различных жизненных ситуациях.

В работе семинара приняли участие директор ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга Суенкова А.В., её заместитель по учебно-воспитательной работе Новожилова Н. Г. и заместитель по воспитательной работе. Вайсерова М.А.

На семинаре присутствовали представители из двадцати образовательных организаций нашего района, а также Орловская И. Н., главный специалист Отдела образования Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Открыла пленарное заседание Суенкова Александра Валентиновна, директор школы, учитель русского языка и литературы. В своём выступлении «Формирование экзистенциальных умений обучающихся как педагогическая проблема и тема деятельности районной площадки педагогического моделирования и творческого развития» она поделилась   опытом работы школы по формированию экзистенциальных умений у обучающихся. Платонова Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЛГУ им. Пушкина, рассказала участникам семинара о технологиях формирования умения делать выбор и о его значении для современного человека.

Практическая часть семинара была организована в форме мастерских «Делаем выбор».  Гостям семинара представилась возможность посетить три площадки.

  • Учителя и ученики начальной школы пригласили участников семинара в аналитическую лабораторию «Природа рядом. SOS» (авторы – учителя начальных классов Мальцева Н. В., Синяк С. М., Котельникова М. В., Линдт Е. В., Литвинова О .В., Черненко Е. В., Дунаева Д. Е., Шершова Т. М., Бабина С. О., Пучкова Е. В., Волкова И. А., Шавлюк А. Д. и  Сотникова Я. С., воспитатель ГПД).
  • Вместе с учителями и учениками средней школы  гости побывали  в киномастерской «В объективе школьной жизни», где приняли участие в бурном обсуждении идей и замыслов кинозарисовок, которые можно использовать учащимся и педагогам для коллективного обсуждения трудных жизненных ситуаций и тех возможностей, которые помогут эти ситуации преодолеть (авторы – Куликова Т. В., учитель физической культуры, Круглов А. С., учитель физической культуры, Антошкина М. М., учитель технологии, Степаненко Д.П., учитель истории и обществознания, Иванова М. А., учитель математики, Осипова В.А., учитель английского языка, Чеснокова Т.М., учитель технологии).
  • Учителя и ученики старшей школы предложили гостям участие в дискуссии «Мечты и реальность: осознанный выбор», в которой ребята обсуждали выбор жизненных приоритетов, пути реализации своих планов на будущее (авторы – Казицкая И.Б., учитель русского языка и литературы, Полникова В. В., учитель истории и обществознания, Рукина В.А., учитель русского языка и литературы, Лучанская Т. Е. , учитель английского языка, Нежибецкая Е.С., учитель биологии).

Материалы мастерских «Делаем выбор» можно использовать для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Стоит отметить, что привлечение учащихся для активной работы на семинаре является давней традицией нашей школы. Темы, которые обсуждаются в рамках рабочих групп ещё долгое время, актуальны и для учащихся ребята горячо обсуждают важные для них проблемы.

По итогам семинара была организована рефлексия: коллеги высоко оценили важность проблем, обсуждаемых в ходе семинара, и его организацию.