Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка

Кекконен Т. В., педагог ГБОУ СОШ № 408

Современным детям очень нужно порой взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои поступки и оценить результаты своих действий. Рефлексия позволяет человеку перенести свое внимание на самого себя и скорректировать свое отношение к происходящему, исходя из общечеловеческих моральных принципов. Некоторые могут утверждать, что нравственность как понятие устарела и сегодня уже не актуальна. Но позвольте не согласиться. Именно сейчас в современном городе нужно помнить о ближнем? К сожалению, очень сложно понять состояние другого человека, не побывав на его месте. Но все же это возможно.  Именно на это направлена воспитательная функция нравственной рефлексии.

Древняя мудрость гласит: «Если мы идем вперед во всем, кроме нравственности, значит, мы идем назад». В наше время главенствующую роль в развитии общества занимает понятие выбора человеком своего пути, своих нравственных идеалов, своих устремлений к целям, которых он хочет достичь.  Но всегда ли человек, а тем более ребенок, в состоянии принять такое решение, которое не причинит вреда ни ему, ни окружающим его людям? Для того чтобы не совершить роковую ошибку, необходимо обладать знаниями о мире, о нравственных понятиях и о том, почему были сформулированы эти понятия. Далее необходимо рассматривать ситуацию с точки зрения чувств, которые испытывает человек. Воспитание – это не только работа над волей человека с помощью призыва к разумности, но и большой душевный труд. Культурные, социальные, духовные и нравственные различия лежат в основе диалога представителей различных народов России. Нужно всегда помнить об этом и стремиться сохранить уважительное отношение между людьми.  Для приобретения необходимого опыта в совершении нравственного выбора можно предложить рассмотреть определенные примеры и разобрать ситуацию с различных точек зрения, причем обозначить последствия, к которым может привести тот или иной выбор.  Подобного рода упражнения позволяют накапливать необходимый социальный опыт. Дальнейшая деятельность ребенка будет более осознанной. Ему будет легче сделать правильный выбор и избежать негативных последствий.

Нравственная рефлексия – это адекватная самооценка. Способность следовать золотому правилу нравственности: «Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе». Оно является показателем воспитанности ребенка. В обществе, где этим правилом пренебрегают, неизбежен конфликт. В современном мире умение вести диалог, в котором необходимо слышать и понимать оппонента, является очень важной составляющей человеческих отношений. Иосиф Бродский писал: «Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть…» Нужно помнить, что для каждого человека важно свое понимание «как должно быть…»,  и относиться к этому с уважением в поиске компромисса.