Динамические паузы на уроках в средней школе

Ермашова О. Н., учитель ГБОУ школа № 606

Здоровьесберегающие технологии давно и прочно заняли одно из ведущих мест в системе организации образовательного процесса. ФГОС нового поколения отводит значительную роль психическому и физическому здоровью современного российского школьника.

Традиционно считается, что динамические паузы актуальны только в начальной школе. При большой нагрузке у учащихся 1-4 классов снижается работоспособность, внимание рассеивается, дети отвлекаются, не могут сосредоточиться. Ограничение двигательной активности приводит к гиподинамии, нарушению осанки. Организация учебного процесса в начальной школе проводится в соответствии с принципами здоровьесбережения. Так, например, весьма популярны «физкультминутки», которые проводятся по мере утомляемости детей.

 Но и учащимся среднего звена (5-9 классы), и старшеклассникам необходима смена деятельности. Зачастую статичное положение приводит к быстрой утомляемости, школьники не способны быстро переключаться с одного вида работы на другой. Отсюда и возникает необходимость в динамических паузах. Но учащихся средних и старших классов уже не заинтересовать физкультминутками, которые актуальны для младших школьников. Именно поэтому следует обратить внимание на организацию гимнастики для глаз и на упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В течение уроков учащиеся напрягают зрение, читая тексты учебников, выполняя упражнения в тетради, работая с интерактивными досками. В результате появляется сухость и жжение, другие неприятные ощущения в глазах. Специальные упражнения, или гимнастика для глаз, способны улучшить общее самочувствие ребенка.

Существует несколько методик, но выделим основные моменты, характерные для каждой из них:

  1. Необходимо учитывать возраста учащегося.
  2. При выполнении упражнений ребенок должен находиться в положении стоя или сидя, взгляд направлен перед собой.
  3. Движения следует выполнять спокойно, без рывков.
  4. После основного комплекса необходимо проводить расслабляющие упражнения.

Гимнастику для глаз можно проводить как до, так и после работы, связанной со зрительным напряжением.

Предлагаем комплекс упражнений, которые подойдут учащимся средней и старшей школы.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия не так популярны среди педагогов, но они интересны и полезны для детей любого возраста. Межполушарные связи – это логика, внимание, память, умение быстро переключаться с одного вида работы на другой. Активные упражнения способны улучшить настроение, положительно влияют на эмоциональное состояние детей.

Конечно, в первую очередь самому педагогу необходимо овладеть техникой выполнения заданий. Можно начать с самых простых упражнений.

  1. Правша записывает свое имя левой рукой. Левше предлагаем написать свое имя правой рукой.
  2. Взять ручки в обе руки и начать писать левой и правой рукой одинаковые слова (например, свое имя).

Далее упражнения можно усложнить.

  1. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук.
  2. Поглаживаем живот правой рукой по часовой стрелке, одновременно с этим постукиваем левой ладошкой по макушке.
  3. Складываем пальцы на правойруке в знак ВИВАТ, на левой — ОК. Одновременно меняем положение: пальцы правой руки показывают ОК, пальцы левой – ВИВАТ. Стараемся поменять положение несколько раз.

Можно использовать различные техники здоровьесбережения,  но важно использовать их регулярно, тогда и польза не заставит себя ждать.

Использованные ресурсы:

  1. http://naymenok.ru/razvitie-mezhpolusharnyih-svyazey/
  2. https://shkolaveka.ru/articles/gimnastika-dlya-glaz/