Формирование ценностного  отношения к семье, малой родине как основе патриотического воспитания дошкольников

Высоких Г. А., воспитатель отделения дошкольного образования детей 
ГБОУ школы № 460

Солодянкина Т. В., воспитатель отделения дошкольного образования детей 
ГБОУ школы № 460

Любить свой край, знать его особенности, его богатства, 
его историю – на этих лучших чувствах к родным местам 
воспитывается подлинный патриотизм русского человека.
М. И. Калинин

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. В последнее время, особенно в последние годы, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже к близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее –  необходимо всегда!

Эта работа актуальна, особенно трудна и требует большого такта и терпения.

Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута и  в государственных документах в области образования – «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2016 годы», Указе Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится об обеспечении исторической преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании патриотов: «Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить отечеству. Детей надо воспитывать полноправными гражданами, сделать их активными участниками жизни страны, заботливо и внимательно относящимися к окружающим людям».

В поиске современных форм реализации задач патриотического воспитания очень важно тесное взаимодействие педагогов и родителей. Важность семьи, родителей в воспитании ребенка нельзя недооценивать – семья вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д. Любая позитивная деятельность, связанная со знакомством с родным краем, строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение – это обогащение детей. Конечно, семейное воспитание не всегда системно, досугом детей родители, к сожалению, занимаются мало. А ведь добрые традиции сплачивают семью. Практика показывает, что в семьях, где организуется досуг детей, добиваются хороших результатов в их воспитании. Все начинается с детства, когда каждое впечатление оставляет глубокий след. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта,  обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.

 Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения.

В нашей группе разработан план занятий, посвященный нравственному и патриотическому воспитанию. В ходе занятий по воспитанию юного петербуржца решаются следующие задачи:

  • развитие у детей элементарных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, формирование умений оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • воспитание уважения к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям;
  • развитие интереса к родному краю, расширение представлений о малой родине;
  • углубление и уточнение представлений о нашей Родине – России, закрепление представлений о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитание уважения к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
  • знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
  • воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

 Для реализации этих задач  мы выстроили свою работу таким образом:

На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя». С целью воспитания любви и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким мы  подготовили фотоматериал к альбомам  «Герб семьи» и «Моя семья», которые оформлялись совместно с родителями. На этом этапе проводился совместный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Все это было направлено на формирование  у детей ценностных представлений о семейных традициях.

Также мы учили детей строить генеалогическое древо, эти занятия  помогали и в речевом развитии – дети составляли рассказы о своей семье, расспрашивали дома о прадедушках и прабабушках.

Помимо этого, в группе была организована выставка «Древо профессий». Эта работа вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому и что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стала выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным.

Совместно с родителями на прогулке мы лепили из снега  «Эколят»,   приняли участие в Всероссийском конкурсе «Снежный городок Эколят». Сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставил совместный труд с родителями!

Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.

 На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Мы обращали внимание на предметы русской одежды, быта. В этой работе яркое впечатление оставило наше участие в городском конкурсе, на котором дети показали  спектакль «Сказка о добре».

На третьем этапе работа была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Санкт-Петербурге. Дети посещали музеи, библиотеку, знакомились с достопримечательностями города, улицами родного района.

Задачи по воспитанию в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны, способствовали планированию  следующего этапа, в ходе которого проводились экскурсии к памятнику, возложение живых цветов к братской могиле советских воинов. Все эти мероприятия  способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Также ребятам было предложено сделать альбомы по теме «Блокадный Ленинград»

Во время экскурсий к памятникам   закреплялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”. Педагоги   подводили детей  к пониманию того, что мы победили в войне потому, что любим свою Отчизну. Таким образом,  у детей  воспитывается уважение, гордость и благодарность  к тем, кто воевал, защищая нашу страну.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих домашних заданий: придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы –  объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

Подводя итог, можно сказать, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Мы пришли к выводу, что систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение создаёт  социокультурную среду, создающую оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока,
которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский