Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка

Седова Н. В., учитель начальных классов ГБОУ № 604

Человек как объект живого мира обладает уникальными свойствами мышления и сознания. Именно поэтому для человека важно получать оценку своих действий, внутреннюю и внешнюю. Любому человеку важно осознавать свою значимость. Какое место и роль в этом случае играет рефлексия? Рефлексия – это своего рода эмоциональная реакция человека на всё, что его окружает, при этом это ещё и взаимообратный процесс. Следует отметить, что умение правильно реагировать или «рефлексировать» – это очень важное качество личности человека, которое он не приобретает с рождения. Человек приобретает данное умение в процессе своего духовно-нравственного развития. Рефлексия сродни эмоциональному интеллекту. Не удивительно, что именно развитию эмоционального интеллекта сейчас стало уделяться много внимания.

Разберёмся с понятиями «рефлексия», «эмоциональный интеллект» и «духовно-нравственное развитие» с точки зрения науки. Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки [1].  Данное утверждение подтверждает факт того, что развитие рефлексии является частью духовного развития человека.

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [2]. Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает умением управлять своей рефлексией, контролировать свои эмоции, давать грамотную эмоциональную оценку событиям, планировать свои действия, основываясь на анализе и осмыслении своих чувств и чувств окружающих.

Таким образом, сама по себе рефлексия – это способность, а эмоциональный интеллект – это управление данной способностью, духовное развитие в свою очередь – это пространство для развития способности, «тренировочное поле» или даже своего рода образовательная среда. Почему же для обозначения данной среды мы выбираем более сложное понятие, такое как «духовно-нравственное поле»? Дело всё в нравственных ценностях, которые мы взращиваем в наших учениках совместно с их родителями. В данном случае нравственные ценности являются с одной стороны «опорными точками» в безграничном поле духовности,  с другой стороны «островками безопасности», а в третьем же случае «ориентирами» на  этом сложном пути развития человеческой личности.

Всё выше изложенное позволяет понять взаимосвязь данных понятий, а также значимость каждого из них. Они неразделимы. Говоря же о ребёнке, о его развитии в этом отношении, следует обратиться к возрастной психологии, а именно к сензитивным периодам развития личности ребёнка. Именно с этими периодами будет связан выбор «нравственных ориентиров» более понятных и более значимых для каждого из них, а также выбор того типа рефлексии, который в данный период времени наиболее востребован.

Когда, как и где следует заниматься развитием эмоционального интеллекта ребёнка? Как обеспечить условия для формирования умения рефлексировать в таком ключе, чтобы эта связь работала, и одно было продолжением или дополнением другого? Психологи дают ответ на этот вопрос: чем раньше, тем лучше. Об этом они говорят на встречах с родителями, объясняя важность проговаривания и обсуждения эмоций ребёнка. Грамотный педагог найдёт место для духовно-нравственного развития в любом виде учебно-воспитательной деятельности, вплетёт,  как «шёлковую красную ленту», в «косичку» своих занятий. Однако самым сензитивным периодом для этого «встраивания» или «умелого плетения» является период изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-ом классе. Специфика данного предмета заключается в том, что рефлексия является основой для освоения содержательной части предмета. Именно рефлексия будет «ферментом» для «переваривания и усвоения» содержания данной дисциплины. При этом нельзя не отметить, что именно это и является своеобразным «камнем преткновения», так как к моменту изучения данного предмета эмоциональная чувствительность может быть либо уже «погашена» и «сидит глубоко», либо абсолютно не развита в силу разных обстоятельств или особенностей психики ребёнка. Многие педагоги говорят о том, что «разбудить» в ребёнке эмоциональный отклик, выработать умение рефлексировать, а порой даже просто побудить желание это сделать, бывает достаточно сложно. В арсенале педагога есть большое количество приёмов рефлексии, которые он использует на своих уроках в системе. Кроме этого, существует даже отдельный тип урока – урок рефлексии, имеющий особую структуру и специфику проведения. Рассмотрим некоторые из таких приёмов.

Рефлексия занимает отдельное место в структуре урока ОРКСЭ и обозначена как рефлексивно-оценочный блок. Как правило, данный блок обозначается в заключительной части урока, однако его место в уроке определяется задачами, которые будут решаться с помощью приёмов рефлексии. Рассмотрим неполную классификацию авторских приемов, основанную на выполняемой функции.

Функция мотивации. Приём «эмоциональный отклик» решает задачу мотивации для изучения основной содержательной части урока. Кроме этого, использование данного приёма позволяет «задавать тон» всему уроку, а также может помочь обозначить проблематику занятия. Данный приём можно отобразить как в вопрос-ответной форме, так и с использованием цветографии или метафорических карт.

Функция оценки. Приём «авторский комментарий», основанный на приёме незаконченных предложений, часто используется параллельно с организацией выставок творческих работ как в офлайн режиме, так и в онлайн режиме. Для организации онлайн выставок возможно использование интерактивных досок, таких как Padlet или Lino. Функционал досок позволяет размещать необходимое количество творческих работ учеников в разных форматах с встроенным комментарием. В период обучения с использованием дистанционных технологий использование данного инструмента позволило решить множество задач урока ОРКСЭ и вовлечь в активный процесс обучения большое количество обучающихся, ведь они кроме оценочной задачи решали ещё и мотивационную задачу: все хотели поделиться своей работой и получить её оценку.

Функция контроля. Приём «лакмусовая бумажка» – индикатор урока: индикатор усвоения, индикатор понимания, индикатор успешности. Соответственно приём делится на эти разновидности. Индикатором усвоения может служить лист самооценки «Проверь себя». Предлагается обучающимся в конце урока в виде опросника – паззла. Данный вид индикатора также возможно использовать в онлайн режиме с использованием сервиса интерактивных упражнений LearningApps. Индикатор успешности позволяет оценить степень достижения учебных задач, которые могут быть поставлены  как в начале урока, так и в начале изучения целого тематического раздела. Данный индикатор позволяет решать задачи самоконтроля прохождения программы курса. В качестве индикатора успешности может быть использован «Чек-лист» прохождения урока или темы, а может быть и всего курса, где будут обозначены основные «контрольные точки», выводящие на получение финального продукта проекта, выбранного для работы в рамках модуля. Индикатор понимания может отображаться в виде таких форм, как «картинная галерея», «блиц – опрос», «объяснялки», «синквейн», «иллюстрирование» и так далее. Разновидностей данного индикатора множество, и выбор конкретного индикатора зависит от особенностей содержания конкретного урока.

Богатый спектр приёмов рефлексии, используемый своевременно, целенаправленно и в системе, позволяет не только развить эмоциональный интеллект обучающегося как важный элемент духовно-нравственного развития, но и решить вопрос безотметочного обучения в рамках курса, сделать процесс оценивания личностно-значимым, структурированным и формирующим, что безусловно отвечает требования ФГОС на все 100% процентов. Кроме этого, использование рефлексии в таком ключе позволяет сделать формирование личности в духовно-нравственном смысле зримым и ценностно значимым.

Список используемой литературы.

  1. Голубева, М.В. Рефлексия: что это в психологии. Определение и формы [Электронный ресурс]. /Голубева М.В.- Режим доступа: https://psychologist.tips (дата обращения: 23.04.2022)
  2. Эмоциональный интеллект. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 23.04.2022)