Семинар в ГБОУ школа № 477 «Эффективные формы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей»

Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко

19 апреля 2022 года в рамках участия ГБОУ № 477 в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» по методической поддержке образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты в Санкт- Петербурге (проект 500+), был проведен семинар по теме «Эффективные формы работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей».

На семинаре выступили руководитель отдела профилактики, социальный педагог Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга Корочкина О.В., руководитель Центра оценки качества образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального педагогического образования центра повышения квалификации специалистов «Информационно-методического центр» Пушкинского района Санкт-Петербурга Фирсова Н.П., методист ГБОУ школы № 477 Волоковых А.А.

Учителя ГБОУ школы № 477 приняли активное участие в обсуждении проблем, связанных с поиском эффективных практик работы с семьей.

Семья – это институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью. Однако далеко не всегда семья исполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья»

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Тема семинара предполагала обсуждение эффективных форм работы с детьми и родителями из социально неблагополучных семей.

Основной работой педагога является решение задач по обеспечению психолого-педагогической просветительской работы с родителями; формированию у них навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а также формированию у несовершеннолетних правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности; вовлечению воспитанников и родителей в совместную организацию досуговой деятельности, выявлению особенностей взаимоотношений между родителями и детьми.

Решая эти задачи, каждый педагог строит свою работу в зависимости от особенностей взаимоотношений между родителями и детьми в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы:

  • принцип личностноориентированного общения (партнерство, соучастие и взаимодействие) – это приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;
  • принцип гуманизмаосновывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;
  • принцип наглядности– широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т.д.

В ходе семинара педагоги поделились своими методами работы.

На начальном этапе проводится знакомство с планом работы клуба «Школа эффективного родительства», разрабатывается план совместной деятельности педагогов, родителей, психологов и других социальных партнеров, назначаются ответственные за мероприятия.

На втором – диагностическом этапе проводится диагностика по основным направлениям деятельности социально-педагогической службы.

Следующий этап – практический, включающий в себя подготовку и проведение мероприятий (выпуск информационных листов, тестирование, психокоррекционные занятия, консультации, беседы, круглые столы, игротерапия, ролевые игры, тренинги, конкурсы и много другое).
На заключительном этапе подводятся итоги, закрепляются полученные знания и умения у родителей и несовершеннолетних. 

Большое место на семинаре отводилось педагогическим методам, которые в социальной практике играют важную роль.

Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера.

Метод консультирования. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков, по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия.

Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятель­ность. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать — значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий:

  • показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;
  • ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;
  • вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида.

Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью изменения их мнения, установок и отношений. Усиливает эффект внушения использование определенного эмоционального фона. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.

Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соот­ветствии с его интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспита­ния, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми норма­ми.

Метод поощрения. Меха­низм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые все­ляют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожа­тие руки.

Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательную деятельность и по­ведение. Для того чтобы этот метод был эффективным, необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

  1. конкретность порицания — за определенную деятельность или поступок;
  2. индивидуальный подход — необходимо учитывать характер совершенного по­ступка в связи с личностью индивида;
  3. нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;
  4. требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

Инструктирование. Наиболее мягкий метод организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий. 

Коллеги пришли к общему мнению об уровне эффективность работы:

Оценка позитивной динамики ситуацииуровень жизни семьи доведен до средних показателей: родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье; родители проявляют заботу о детях; дети посещают образовательное учреждение; уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков; восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями; семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи; в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними; семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

  • Реализация системы работы с детьми из социально неблагополучных семей позволяет достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
  • Значительно повышается уровень познавательной мотивации.
  • Повышается уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории.
  • Понижается уровень тревожности.

Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка. Анализ специфики запросов на услуги ОУ родителей неполных и многодетных семей, родителей с различным уровнем образования, а также зависимость запроса родителей от возраста ребенка позволили выделить различные типы запросов на образовательные услуги в зависимости от типа семьи. Рекомендуемые формы работы с родителями: совместные праздники и развлечения, индивидуальные встречи и беседы со специалистами ОУ, консультативные приемы вновь прибывших родителей.