Вклад библиотеки в общешкольную программу гражданско-патриотического воспитания и способ расширения библиотечного пространства

Иоганн Е. М., библиотекарь ГБОУ  школы-интерната № 67

Гражданско-патриотическому воспитанию школьников сейчас уделяется особое внимание. Библиотека играет в этом вопросе одну из ключевых ролей. Она не только предоставляет участникам образовательного процесса свои информационные ресурсы, но и активно встраивается в воспитательную работу, реализуемую педагогическим коллективом. 

Для реализации культурно-просветительских и воспитательных задач в библиотеке школы-интерната № 67 Пушкинского района организуются книжные выставки, посвященные государственным праздникам, памятным датам российской истории и культуры.  Сопровождаются эти выставки оформлением читального зала репродукциями картин знаменитых русских художников, плакатами, открытками, фотографиями, иллюстрациями и другими наглядными средствами и обязательным проведением бесед, обзоров, занятий-презентаций, связанных с темой библиотечной выставки.   

В этой важной работе  я не замыкаюсь  только стенами библиотеки, но и выхожу  на школьные просторы. Использование школьных рекреаций и коридоров, расположенных рядом с библиотекой, для размещения детских рисунков, плакатов-коллажей, тематических литературно-художественных планшетов, рекламных объявлений, афиш помогает более полно погрузить учащихся в историческое или культурное событие, сделать доступным   большее количество  материала.  Формирование такого образовательного пространства стало в нашей школе хорошей традицией.  Художественно-информационные ресурсы, подготовленные библиотекарем (плакаты, репродукции картин, иллюстрации, фотографии, афиши и др.) можно рассматривать как эффективную форму библиотечной агитации, информации,  руководства чтением, популяризации знаний,  привлечения внимания детей к теме  гражданственности и патриотизма. Это возможность использования  данных  источников для проведения  библиотекарем и педагогами классных часов, экскурсий, бесед с учениками  с целью более полного и наглядного освещения исторических и культурных событий нашей страны. Школьники могут самостоятельно изучать предложенные дополнительные материалы для получения конкретных знаний  и рекомендаций.

Эти визуальные  формы подачи  сведений,  данных,  фактов  нашей истории могут быть как предисловием к библиотечным встречам, так и их продолжением.

Таки образом, не только помещение библиотеки, но и территория вокруг нее становится развивающей, просвещающей, обучающей  зоной школы-интерната. 

Мне хочется  с помощью расширения пространства библиотеки с использованием наглядных форм  создать вокруг детей неформальную образовательную  среду, чтобы все то, что окружает ребенка,  воспитывало его,  давало пищу уму и сердцу.