Конвергентный подход в обучении иностранному языку

Зорина С.С., учитель английского языка ГБОУ лицей № 410

Модное слово «конвергентность» упорно проникает в разные сферы и в том числе, конечно, в образование. Конвергентный подход вызывает большое количество вопросов. Что это? Почему междисциплинарность стала важна сейчас? Как привнести конвергенцию в обычный урок?

Чтобы лучше понять важность междисциплинарного подхода, нужно начать с развития научного знания. В мере развития науки и техники постоянно сменяются два противоположных процесса: интеграция и дифференциация. Дифференциация возникает, когда появляются новые области знания, которые нужно исследовать, а интеграция – когда возникает необходимость обобщить и надежно обосновать знания, добытые в узких областях.

Это нормальный процесс для научного знания. Так, например, интеграция наук пришлась на эпоху Возрождения, а за ней в XVII – XX веках последовала масштабная научная дифференциация. Сейчас снова начался процесс интеграции научных теорий и подходов в самых разных областях, ученые хотят разработать единую теорию поля – теорию, которая смогла бы объединить все фундаментальные взаимодействия на физико-математическом уровне.

Таким образом, конвергентность или междисциплинарность – это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания. И школа должна обучать именно этому новому научному знанию, однако, важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека.

 Конвергентное обучение – это образовательный проект, направленный на формирование образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не школьное изучение отдельных предметов. Если представить портрет выпускника, который обучался в подобной системе, то мы увидим креативного и критически мыслящего человека, который владеет основными методами научного познания, мотивирован на творчество и инновационную деятельность, готов к сотрудничеству и способен осуществлять научно-исследовательскую, проектную деятельность, а самое главное – подготовлен к осознанному выбору будущей профессии.

 Иностранный язык сегодня – это не только инструмент коммуникации, но и средство, стимулирующее процесс познания и развития личности обучающегося. Задачами конвергентного образования являются:

  1. Формирование учебно-исследовательских умений.
  2. Включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности.
  3. Развитие познавательных, исследовательских универсальных учебных действий.

Таким образом, ученик научится ставить вопросы, наблюдать, видеть проблемы, объяснять, делать выводы и умозаключения, проводить эксперименты.

Конвергентное обучение – это по сути проектная деятельность. Примеры мы можем видеть практически во всех современных изданиях по обучению иностранному языку. Конвергентное обучение подразумевает проведение интегрированных уроков. А что такое интегрированный урок? Это специально организованный урок, цель которого достигается лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение какой-либо пограничной проблемы, и позволяющий добиться синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.

Урок английского конвергентен по своей сути – мы изучаем на английском биологию, экологию, географию и т.д. Конвергентное обучение на уроках английского – это заполнение поздравительных открыток, телеграмм, оформление личных и деловых писем, записок, составление опорных схем, планов, это проекты, сочинения, изложения, рефераты и т.д.

Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества.