Потенциал творческих мастерских в школе

Тендитная И.А., педагог-психолог ГБОУ школа-интернат № 68
Боева Л.Н., учитель ИЗО ГБОУ школа-интернат № 68

Отличительной особенностью современной молодежи является общение при помощи гаджетов. Можно повсеместно быть свидетелями такой картины, когда кампания молодых людей делится друг с другом снимками из коллекции своих телефонов или планшетов, но не общается вживую. Комментарии пишут при помощи заимствованных или сокращенных слов, эмоции выражают при помощи знаков. Все труднее подобрать современным школьникам слова, чтобы выразить свое отношение не только к событию, происходящему действию, но и свое отношение друг к другу. Если подросток хочет лучше понимать других людей и занять свое место в обществе, необходимо развивать навыки живого общения, быть интересным для других людей. Для подростков важно признание своей персоны окружающими. Существует множество практических технологий, приемов и способов, которые помогают в этом подросткам. Замечено, что множество проверочных тестов, которые используются в современных условиях обучения, не позволяют развивать творческие механизмы личности взрослеющего школьника.

 В условиях школы-интерната, переживая временную разлуку с семьей, подростки особо нуждаются в развитии навыков коммуникации. Процесс обучения должен способствовать социализации подростка. Ресурс нашего учебного заведения позволяет в оперативном порядке объединить для взаимодействия специалистов службы сопровождения и педагогов-предметников. Для работы с обучающимися мы используем возможности творческих мастерских. Специалисты, наблюдая за ситуацией в течение длительного времени, отмечают, что чаще всего такая деятельность начинается с ребятами в 5 классе, а уже с 6 класса она ведется систематически, так как имеется запрос и от подростков, и от педагогов. Для самовыражения подростка, познания себя и других используются арт-терапевтические приемы. До ситуации в стране, связанной с эпидемиологической угрозой, для мотивации к творчеству и развитию творческих навыков нами проводились экскурсии в Русский музей. Знакомство с работами великих художников способствовало творческому порыву и культурному обогащению. В настоящее время этот пробел позволяет восполнить использование компьютерных технологий. Мы стремимся мотивировать к творчеству наших воспитанников, используя технику графики, распространенной сейчас в различных конкурсах для учеников. Работа в ней доступна и позволяет подросткам раскрыть себя. В своей работе мы опираемся на авторскую методику Пешковской В.Р. и Никитиной О.Н. «Графические карты», которая построена на основе концепции гештальт-терапии с использованием арт-терапевтических техник. Графические карты являются стимулом для самораскрытия личности подростка и рисования. Знакомство с графическими картами позволяет ребятам пережить множество эмоций. Каждый ученик выбирает карту, наиболее важную для себя. На этом этапе формируется мотив к дальнейшей деятельности. После завершения мастерской предлагается индивидуальное психологическое консультирование по вопросам переживания выявленного актуального состояния.

В этом учебном году группе подростков рекомендовалось ликвидировать творческую незавершенность и создать графический рисунок о своем внутреннем мире. Активизация творческого процесса содействовала самораскрытию духовного мира подростка. Педагоги наблюдали за проявлением чувств и эмоций шестиклассников во время творческого процесса. После завершения работы была сформирована готовность участников представить свои рисунки для обзора одноклассникам. Состоялось обсуждение эмоций каждого члена группы, которые сопоставляются с замыслом самого автора. Таким образом, в процессе общения возникает особый интерес учащихся к мнению своих педагогов. Особенно важно, когда и учителя, и воспитатели принимают участие в мастерской вместе с ребятами. Проведение таких мастерских оказывает положительное воздействие на подростков, ребята больше общаются друг с другом, отношения между педагогами и учениками выходят на более доверительный уровень. Работы не оставляют никого равнодушными. Результатом проведения именно этой мастерской стало создание и презентация учащимися своих новых работ, посвященных Международному Женскому Дню и празднику День Победы!

 Надо сказать, что, несмотря на все сложные и неоднозначные современные внешние факторы, которые оказывают воздействие на все общество, дети-подростки по-прежнему нуждаются во внимании. Для ребят важна эмоциональная поддержка, помощь со стороны взрослых, родителей и педагогов в развитии личности, формировании активной жизненной позиции и гражданской ответственности. Воспитание – не только контроль, но и совместный досуг, познание друг друга в общем виде деятельности. «Уходит детство» и «Посмотри вокруг – жизнь прекрасна», «Подросток-мальчик и подросток-девочка» – одни из самых ярких работ шестиклассников. И, конечно, нельзя не отметить работы, посвященные 8 марта и Дню Победы!