Театрализованная деятельность  как средство развития речи детей дошкольного возраста

Кокшарова М.Н., воспитатель ГБДОУ № 43

Речь – один из важнейших аспектов  развития ребенка. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

К сожалению, слишком занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых  –  всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Многие родители полагаются в решении этой проблемы на детский сад, однако, практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду помогает театрализованная деятельность. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в героя, живут его жизнью.    Поэтому наряду со словесным творчеством   драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.      Дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанной с ним речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и  понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.           Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

 Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых.

Театрализованная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и целой группой.

Практическая работа в нашей группе осуществлялась по трём направлениям:

Первое направление – формирование развивающей среды:  создание театрального уголка в группе, включающего в себя: 

  • техническое оборудование (ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, звуки пения птиц, криков зверей, природных явлений, транспорта, детские сказки);
  • наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии;
  • создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов, потешек, стихов;
  • детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • атрибуты для организации театрализованных игр: ковролин, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, театр на ложках и др.;
  • дидактические игры («Назови сказку», «Что перепуталось в сказке», «Назови одним словом», «Настроение» и др.).

Второе направление –  это работа с детьми, творческая деятельность детей как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

  • дыхательно-речевая гимнастика:  помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция);
  • литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширять словарный запас, делать речь ярче, образнее;
  • театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, потешкам;
  • организованно образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
    – просмотр спектаклей и беседы по ним;
    – подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
    – отдельные упражнения по этике;
    – упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации или заимствованные из интернет -источников (для показа на ноутбуке или интерактивной доске).

Третье направление –  работа со взрослыми: взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

  • посещение театров семьями;
  • организацию работы по изготовлению атрибутов и пособий;
  • создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
  • совместное выступление детей и их родителей.

«Театр – это школа, в  которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся», – писал  И.Ф. Шиллер.

Увлеченность театрализованными играми помогает детям непринужденно развивать речь.