Мини-музей в логопедической группе «Волна»

Азовцева Т.Ю., воспитатель логопедической группы «Волна» ГБДОУ № 42
Сафьяненко Е.В., воспитатель логопедической группы «Волна» ГБДОУ № 42

 С какого возраста  следует   знакомить  ребёнка    с миром  изобразительного искусства? Когда разумнее для него организовать встречу с музейным пространством?  Умение видеть,  наблюдать, замечать, анализировать и размышлять  формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за “красотой”, приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний  от увиденного.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки и  назвали  «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность в создании такой экспозиции   — участие детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они обсуждают его тематику, приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!  Такой  музей можно посещать каждый день,  брать в руки экспонаты и рассматривать их. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

В нашей группе  мы создали мини-музей «Волшебная Гжель», рассказывающий об одном  из самых красивых видов русского  народного промысла.

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи. 

Наши дети познакомились с искусством гжели, научились выбирать цвет,  передавать простейшие элементы узора: розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль.   У детей повысился интерес к декоративно-прикладному виду деятельности, раскрылись творческие способности.

Для организации мини-музея мы привлекали и родителей.  Для  них мы подготовили мастер-класс по декупажу деревянных лопаток в стиле гжель, получили обратную связь в виде прекрасных изделий.  Были проведены тематические консультации, беседы.  В процессе работы родители постепенно  становились активными участниками создания мини-музея.

В нашем мини-музее много экспонатов, но не все они куплены в магазине. Большая часть экспонатов сделана своими руками. Есть предметы быта из дерева: ложки, доски, деревянные игрушки; часы. Многие предметы были сделаны из папье-маше: чайник, самовар, кружки, блюдца.  Также  в музее находится наглядно-дидактический материал для занятий:  альбомы с изделиями гжельских мастеров, книги, дидактические игры на развитие памяти и  внимания, лэпбуки, разрезные картинки, фотографии, картотека стихов и пословиц, раскраски.

В процессе создания мини-музея «Волшебная Гжель»  мы хотели познакомить детей с историй одного из самых красивых народных промыслов, рассказать об особенностях росписи и изготовлении изделий. Наш музей могут посещать воспитанники нашего детского сада.