Боброва А.Н.: Проблемы молодого учителя

Боброва А.Н., учитель информатики ГБОУ школа №  645

Время не стоит на месте –  каждый год из стен школы выпускаются ученики и каждый год приходят новые. Происходит смена поколений  не только среди учеников, но и среди учителей. В школы приходят молодые специалисты, готовые работать с современными детьми, родившимися и живущими в 21 веке, в эпоху развития цифровых технологий.

Молодой педагог сейчас – это учитель, умеющий работать с современными технологиями, подкованный в ИКТ, владеющий новыми методиками обучения, изучавший психологические особенности возрастных групп. Казалось бы, все есть –  иди и неси ученикам свет знаний. Но тут отправившийся в самостоятельное плавание молодой учитель сталкивается с двумя проблемами: дисциплиной и недостатком практики.

Можно сказать, что примерно 2/3 отношения ученика к учебному предмету зависит от учителя.  Конечно, очень важно педагогическое мастерство, но  большое значение имеет и личность учителя.  Нередко бывает, что ученик не хочет стараться и учить тот или иной предмет  просто потому, что учитель  ему не нравится, не складываются  отношения.

Не секрет, что молодому специалисту достаточно легко расположить учеников к себе. Когда учитель знает, что такое “ТикТок”, не считает аниме  глупыми детскими мультиками, приводит примеры,  знакомые детям, из современной культуры, то  часто для своих учеников из “скучного взрослого” он превращается в некого “старшего друга”, с которым можно обсудить,  кто из супергероев круче, какая из книг про Гарри Поттера нравится больше, игры, кино и музыку современных исполнителей. Но  есть опасность того, что так размывается  авторитет учителя. К этому добавляется и то, что в большинстве своем молодые специалисты выбирают достаточно либеральный и демократический путь коммуникации с детьми – часто идут навстречу, даже в какой-то степени жалеют учеников, не ставя плохие отметки, давая время на исправление. И это значительно “расслабляет” детей, особенно, если новичок приходит в класс после строгого учителя. Именно поэтому очень важно найти ту золотую середину, которая не позволит ученикам мешать проведению урока, нарушая дисциплину в классе, и при этом иметь расположение детей, быть для них не только учителем, но и другом.

Установление дисциплины в классах лично для меня стало одной из сложнейших задач. В пяти 5-х классах, в которых я преподаю в этом году, отношения с детьми, несмотря на одинаковый возраст, строились совершенно по-разному. К счастью, с тремя классами мы  достаточно быстро установили контакт, для этого потребовалось буквально 1-2 занятия.  Ещё с одним сотрудничество и настрой на работу на уроке строились гораздо тяжелее, до сих пор иногда они “проверяют” меня, но тут главное подмечать эти моменты и пресекать сразу, показывая, что правила остаются правилами, я о них помню, значит,  и они забывать не должны. С  последним же классом первое время было ощущение полного бессилия. Все мои попытки настроить их на рабочий лад разбивались о нежелание работать, игнорирование моих сначала пожеланий, потом и требований. Я перебирала тактики, пробовала различные приемы, но все они были бесполезны. В какой-то момент мое отчаяние почти дошло до того, что я рассматривала вариант с приглашением на уроки в  этот класс своего наставника или завуча  на постоянной основе, чтобы их авторитет как-то повлиял и позволил мне проводить занятия. Но, к счастью, удалось этого избежать. В результате проб и ошибок  был выявлен способ контроля поведения учеников на уроке, который позволил выстроить сначала хрупкий подвесной, а сейчас уже вполне добротный деревянный мост нашего с ними взаимопонимания.

Вторая же проблема, возникающая у молодого педагога, это вполне очевидное отсутствие практического опыта преподавания. Имея за спиной определенный опыт, учитель может заранее рассчитать, на какие темы лучше отвести больше времени, потому что они могут вызывать затруднения у детей. Или же уже  зная способности каждого класса, составить урок согласно их  способностям  и скорости их работы. Имея достаточный опыт, педагог даже в течение  урока может сымпровизировать, изменив урок “по ходу”, подстроившись под темп детей. Опытный учитель знает, какими словами объяснять материал, какие наглядные примеры привести, чтобы дети максимально быстро поняли объясняемый материал, какую подсказку дать, чтобы ребенок сам решил поставленную задачу. Все эти навыки, безусловно,  необходимые в работе учителя, приходят только с опытом. Можно прочитать огромное количество книг, но большая часть из них написана взрослыми для взрослых. И можно бесконечно объяснять ребенку простое явление сложными научными словами – он вряд ли поймет. Зато стоит  только подобрать правильные и понятные слова и примеры, как задача объяснения становится элементарной.

Например, затруднения детей, с которыми я столкнулась на практике: большинству одиннадцатилетних  учеников сложно в слове “кобра” отбросить 1-2 буквы в начале или конце слова, чтобы получить новое слово, потому что в их лексиконе еще нет слова “бра”. В ответах получаются “обра”, “брак”, “кора”, они меняют правила, переставляя буквы, потому что по правилам в их понимании ничего не получается.  И эта проблема возникает из года в год при выполнении  этого задания, что подтвердили и другие учителя. Но когда я только готовилась к уроку и планировала дать это задание из учебника, я даже не догадывалась, что в этом будет сложность. Или же первое время меня ставило в тупик то, что с большинством классов одной параллели  мы успеваем пройти весь запланированный материал на уроке, а с одним классом – нет. А потом просто пришла к выводу, что,  хотя они гораздо быстрее отвечают на вопросы и справляются с заданиями, у большинства учеников  этого класса более низкий темп письма, поэтому мы тратим больше времени на запись необходимого материала. Сейчас, конечно, я учитываю такие моменты  еще на этапе подготовки к уроку, готовлю несколько вариаций заданий, имею в голове несколько вариантов того, как еще можно объяснить тот или иной материал, какие примеры привести, но все это приходит  только с опытом и практикой работы, а  в первые месяцы работы всё это вызывало  серьёзные проблемы.

Таким образом, две наиболее сложные проблемы, на мой взгляд, с которыми я столкнулась, и, думаю, сталкиваются другие молодые педагоги – это  установление дисциплины в классе и отсутствие опыта,  вследствие чего происходит расхождение плана с реальным уроком, сложности с адаптацией урока под особенности класса и т.д. К счастью, обе эти проблемы решаемы, особенно, если не стесняться и просить помощи у опытных коллег.