Шестакова Е.В.:  Учитель или преподаватель?

Шестакова Е.В., учитель начальных классов ГБОУ школа № 460

Молодые педагоги в школах сегодня не редкость. У всех свой характер, харизма, личностные достижения, методы и приёмы работы.

Каждый педагог определяет для себя своё направление: преподаёт он или учит. Возможно, разница этих понятий для кого-то очевидна. Преподаватель преподаёт в высшем учебном заведении, а учитель работает в школе. Но если мы пойдём немного дальше, то придём к такому заключению: преподаватель преподаёт предмет, он максимально точно и полно представляет картину в той области, в которой он является специалистом; учитель же учит не только своему предмету, но и жизни вообще, в том числе и сквозь призму своего предмета. Учитель не навязывает свое мировосприятие, а помогает сформировать собственное. В этом сложность и прелесть учительской профессии.

Учитель часто подвергает свои действия анализу и сомнению, а молодой педагог, как мне кажется, особенно.

В школе обучаются разные дети. Но объединяет их умение правильно определять отношение учителя к себе. Чувство, которое должно лежать в основе отношений учителя к своим ученикам, – это любовь и терпение. Любить – значит не приказывать, а убеждать, не диктовать, а советовать, не опекать, а направлять, не игнорировать, а поддерживать разумные начинания учащихся, не сомневаться в их силах. Последовательная деятельность и доброжелательное отношение – залог успеха в обучении и воспитании детей.

Особенность учительской профессии заключается в том, что он работает на класс, при этом перед ним стоит важная задача – донести до каждого информацию в полном объеме. У каждого ребенка своя цель на уроке, возможности и способности, уровень мотивации. Очень важно завоевать у своих учеников авторитет и поддержку. Учитель должен уметь находить выход из любой учебной ситуации, придерживаться активной позиции в своей работе при общении с учениками.

Молодой педагог, придя на свои первые уроки, видит заинтересованные, любопытные лица учеников. Но через время это любопытство и заинтересованность может пропасть. И мы увидим, что перед нами сидят девочки и мальчики, каждый из которых занят своим делом: болтают, играют, смотрят в окно. Нас начинает охватывать паника, и мы начинаем вспоминать все знакомые со школьной и университетской скамьи методы и приемы для привлечения их внимания: раздаем карточки, показываем яркие презентации, даже вызываем к доске особенно незаинтересованных учащихся. Нервы потихоньку начинают сдавать, и мы переходим на нецелесообразные методы: начинаем повышать голос, стучать по столу, возможно, даже кричать на непослушных учеников, пытаясь привлечь внимание к себе и своему предмету.

Выбирая нелёгкий труд учителя, нужно быть готовым к упорной и порой неблагодарной работе с разными группами детей; с их противоречивыми родителями. Почувствовав однажды слабость своего учителя, ученики неизменно начинают использовать это в своих целях. Не показать свою слабину, преодолеть возникший страх, расположить людей к себе – сложнейшая задача, стоящая перед начинающим педагогом.

Нужно найти индивидуальный подход к каждому ребенку для получения плодотворных результатов. А это не всегда просто. Каждый день молодой учитель сталкивается с проблемой индивидуальности, ведь любой ученик обладает собственными талантами, способностями, потребностями.

Отвечая на вопрос, легко и быть молодым учителем, можно сказать точно – нет. Любое наше действие может вызвать у учеников и родителей не только положительную, но негативную реакцию или равнодушие. А это вызывает стремление бороться, найти правильный выход в каждом случае. Главное – не испугаться первой неудачи, а пойти дальше.

Молодой специалист, сталкиваясь на своем профессиональном пути с рядом подобных проблем, теряет веру в свои силы, сомневается в правильном профессиональном выборе. Полезным может оказаться такой метод помощи молодому сотруднику, как наставничество.

Каждый учитель в своё время был молодым специалистом, не имеющим опыта работы, часто еще не определившимся, чем хочет заниматься в жизни. И, возможно, каждый был на грани ухода из профессии по причине неудач и трудностей.

Большинство молодых специалистов амбициозны, всесторонне развиты, имеют широкий круг интересов. Эти ресурсы необходимо направить в нужное русло, и помочь в этом может наставник – коллега. Наставничество – это постоянный диалог, наставник, должен быть терпеливым и целеустремлённым.

В работе с молодыми специалистами наставнику нужно учитывать то, что они пока не способны мыслить системно, обрабатывать большой объем информации. Молодым педагогам не хватает практических навыков построения уроков, организационных навыков работы с детьми, нацеленности, адекватной самооценки. Недостаточно и жизненного опыта, а это тоже влияет на общение с родителями и детьми. Поэтому после появления молодого специалиста в школе, наставнику необходимо наблюдать не только за его педагогической деятельностью, но и за процессом вхождения в коллектив, выстраиванием взаимоотношений с коллегами, учащимися и родителями, то есть оказывать всестороннюю профессиональную помощь.

Целью наставничества является, в первую очередь, оказание помощи начинающим педагогам, которым нужно привить интерес к педагогической деятельности. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставники должны помнить, что не могут и не должны поучать молодого коллегу или демонстрировать только свой опыт.