Дистанционное обучение: ЗА или ПРОТИВ

Тарханова Я. А., учитель информатики ГБОУ школа № 645

В реалиях современности, в условиях пандемии  мы все чаще слышим фразу  «дистанционное обучение». Еще в 2020 году, как только учителя были вынуждены работать в условиях «удаленного преподавания», было сказано и написано немало слов  про данный вид обучения.

Сегодня, в 2022 году, этот формат нам уже знаком, не так сильно пугает эта фраза нас и родителей, но все-таки остаются вопросы: стоит ли придерживаться такого способа обучения на постоянной основе или это вынужденная временная мера?

Хотелось бы рассмотреть дистанционное обучение с точки зрения учителя, и с точки зрения ученика.

Вроде бы на сегодняшний день существует множество различных возможностей для проведения занятий удаленно: различные сервисы и платформы для вещания в онлайн режиме, множество платформ для создания тестовых заданий, колоссальное количество различных видеоуроков и дополнительных материалов по темам школьной программы, готовые тренажеры, карточки и многие другие дидактические материалы. Бери – не хочу, пользуйся в удовольствие! Что сложного? Выложил детям материал, потом все это проверил в автоматической системе и готово: оценочки в журнал выставил – и живешь спокойно.

Но как же все это работает на самом деле?  Сначала учителю необходимо найти наиболее интересные и разнообразные формы представления учебного материала, иногда очень непросто сориентироваться в этом разнообразии форм и средств, приходится искать, просматривать часами видео, чтобы выбрать один видеоролик, который можно использовать для своего дистанционного урока. Некоторые записывают презентации сами, занимаются их озвучиванием, чтобы донести новый материал (который дети должны изучить самостоятельно) так, чтобы все поняли и смогли выполнить задание.  Некоторые учителя выходят в онлайн для проведения урока, так можно «прочувствовать»  детей и вести с ними диалог. Живое общение, так сказать. 

Затем учителю необходимо разработать такой вид контроля, чтобы исключить вероятность списывания,  и объективно оценить знания и навыки каждого ученика. В завершение учитель все это комбинирует: теорию, практику, контроль… –  и начинает выкладывать сообщения для учащихся во все доступные мессенджеры и соцсети: в группу в WatsApp, в группу в ВК, в электронный журнал и еще куда-нибудь…

«Зачем? –  спросите вы, – есть же электронный журнал! Все там!»

Да, конечно, но вот тут начинается самое интересное… электронный журнал есть далеко не у всех…

Кто-то не подключил, кто-то не успел («дистанционка» началась внезапно), кому-то неудобно там смотреть…

Поэтому учителю приходится публиковать свои посты с материалами во всех «удобных» для родителей и детей местах.

Дети, которые развиты не по годам и растут во время полной и тотальной информатизации, никак не могут найти задание по предметам на дистанционном обучении.

Круглосуточно на телефон к классному руководителю или личными сообщениями учителю-предметнику в ВК начинают поступать многочисленные сообщения от «цифровизированных» детей и их родителей: «куда зайти?», «а где задание?», «не могу подключиться…», «у меня все зависло…», «отключили интернет», «нет электронного журнала», «а у меня кошка тетрадь погрызла, не смогу вам отправить вовремя…» и так далее  и тому подобное.

К вечеру начинается активность от родителей, которые пришли после работы и готовы к проверке выставленных оценок. Начинаются сообщения и звонки классным руководителям с формулировками: «Пусть снова выложат задание, мы не успели…», «Пусть двойку уберут, мы болели, но забыли предупредить,  и справки пока тоже нет», «Мы не можем открыть документ», «Не работает ссылка» и т.д.

Можно бесконечно говорить о плюсах и минусах дистанционного обучения, но лично для меня нет ничего лучше живого общения с ребенком, ведения диалога, проверки знаний и умений в присутствии учителя.

Именно поэтому очень бы хотелось, чтобы дистанционный формат обучения вводился и использовался только в крайних случаях и как вынужденная мера.