Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя информатики)

Наумчик Н. В., учитель информатики ГБОУ СОШ № 606

Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее количество междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Развиваемые информатикой многие положения  рассматриваются как основа создания и использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых и используемых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с физикой, математикой, технологией, биологией, химией курс информатики закладывает основы  естественнонаучной картины мира и естественнонаучного мировоззрения. 

В связи с введением в процесс обучения ФГОС по информатике главной задачей учителя становится не только обеспечение прочных знаний, предусмотренных программой, но и  развитие самостоятельности и активности мышления учащихся. А главный  принцип работы учителя информатики – организация деятельности учащихся, направленная не только на формирование и развитие самостоятельности и творческой активности, но на знание самого предмета.

Способы включения ребенка в самостоятельный учебный процесс, пути активизации его учебной деятельности во все времена были предметом пристального внимания и изучения педагогов и психологов, таких как  Ю.К. Бабанский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Лошкарева, Н.А. Менчинская, В.А. Сухомлинский, А.В. Усова и др. Сущность такого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями происходит самостоятельно и осознанно каждым учеником, путем вдумчивого изучения материала и его осмысления, изучения содержащихся в нём фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний обучаемые приобретают умение работать с информацией. Данная характеристика самостоятельной деятельности, может быть, и не является безупречной, но она дает достаточное представление о характере этого вида деятельности и подчеркивает в нём два важных аспекта: самостоятельное овладение учащимися новыми знаниями и формирование умения работать с информацией.

Важной формой организации самостоятельной работы учащихся является выполнение заданий компьютерного практикума – особой формы организации учебной деятельности на уроках информатики, целью которой является  освоение умений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование в процессе выполнения учебных заданий; систематизация и обобщение имеющегося у школьников опыта использования ИКТ как основа освоения новых инструментальных средств; приобретение навыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование имеющихся пользовательских умений и навыков; выполнение творческих заданий, требующих применения средств ИКТ для сбора, поиска, оценки, отбора, организации, хранения, передачи информации, а также представления полученного результата.

Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, так и в отношении развития способностей в умственном труде. Все формы самостоятельной работы обучаемых на уроках подчиняются единым принципам. Первый из них – направленность заданий на формирование и развитие основных понятий в процессе обучения. Второй важный принцип – это подчиненность самостоятельных работ целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, что при их проведении предусматривается последовательное усложнение заданий, как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Каждое задание в системе должно быть направлено на достижение определенной цели. Все виды самостоятельных работ должны сочетаться друг с другом. Существует несколько типов самостоятельных работ:

  • воспроизводящие работы по образцу, необходимые для формирования пользовательских умений и навыков и их прочного закрепления;
  • реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, приводящие к осмысленному переносу знаний в типичные ситуации, создающие условия для мыслительной активности и формирующие основания для творческой деятельности;
  • эвристические самостоятельные работы, которые формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Они учат отбору необходимых знаний, творческому поиску новых решений, обобщению, систематизации знаний; вырабатывают такие качества, как гибкость ума, умение найти выход в нестандартной ситуации. Это может быть самостоятельное объяснение, анализ явлений, фактов, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов;
  • творческие работы, в ходе которых учащиеся получают принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, самообразования, решения проблемных задач.

Задания должны быть по возрастающей сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Нельзя давать учащемуся задание уровнем выше – в лучшем случае будет потеряно время, в худшем – интерес к учению. Самостоятельная работа, которая организуется, учителем в учебном процессе, может быть самой разнообразной. К основным видам самостоятельной работы учащихся при обучении информатики относятся:

  1. Работа с книгой – учащимся предлагается поработать с учебником, прочитать и выполнить задания, в процессе урока и дома.
  2. Упражнения и задачи обычно даются на закрепление ранее изученного материала.
  3. При выполнении практических и лабораторных работ ученики применяют полученные знания на практике.
  4. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы, терминологические диктанты позволяют выяснить, кто знает пройденный материал.
  5. При выполнении докладов и рефератов учащиеся демонстрируют, как они умеют выбирать нужную и полезную информацию, осуществлять поиск в различных источниках, изучать различную литературу.
  6. Домашние опыты, наблюдения способствуют у учащихся развитию кругозора, выработке умения делать выводы и заключения.
  7. Техническое моделирование и конструирование у учащихся вырабатывает умение смоделировать или сконструировать тот или иной объект, тем самым развивая и такой психический процесс как воображение.

Данные виды работ способствуют развитию таких умений, как анализ, рассуждение, сравнение, сопоставление, умение делать логические выводы, искать новые решения. Помимо этого, участие в самостоятельной деятельности формирует у учащихся познавательный интерес, создает положительную мотивацию к обучению информатики, развивает интеллектуальную сферу личности. Можно предложить следующие варианты по организации самостоятельной работы для подготовки к олимпиаде по информатике базового курса:

  • повторение пройденного теоретического материала;
  • установление главных вопросов темы;
  • определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме;
  • упражнения и решение задач;
  • анализ выполненной деятельности и ее самооценка;
  • составление вопросов по содержанию материала. 

Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.

Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно учитель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны. Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше уровня знаний учеников, не имеющих  возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью. Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает самостоятельный потенциал ученика. При изучении новой темы  после необходимой теоретической подготовки  ученики приступают к самостоятельной практической работе на персональном компьютере. Каждый ученик имеет на руках полный набор практических работ.

Для того чтобы организовать самостоятельную работу, учителю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю. Такая огромная творческая работа преподавателя, как правило, ведет к внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, которые активизируют деятельность учащихся.

Список использованных источников

  1. Буряк В.К., Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 2019. – 64с.
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
  3. Шумилова, Н. Н. Специфика самостоятельной работы / Н. Н. Шумилова // Специалист. – 2015. – №: 10.- C. 16-17.
  4. Щукина Г.И., Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Владос, 2018. – 238 с.