Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством  ковролинографии

Егорова Ю.А., воспитатель ГБДОУ детский сад №11

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка –  именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Пока малыш слишком мал, ему необходимы ежедневные впечатления. Чем разнообразнее будет наполнена предметно-развивающая среда, окружающая детей раннего возраста, тем активнее будет его сенсорное развитие.

В своей работе одним из методов сенсорного развития у детей раннего возраста я использую ковролинографию. Этот метод позволяет использовать игровые развивающие ситуации, создавать ситуации общения, так как даёт возможность обыграть их или смоделировать на ковролинографе; позволяет включить детей в активный процесс, им нравится манипулировать с элементами ковролинографа: прикреплять, перемещать, создавать.

В группе я оформила сенсорную стену – комплекс развивающих игр на ковролине. Сенсорная стена представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ:

  • современные материалы (ковролин и липучка) имеют гораздо большую силу сцепления, чем фланель, поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.
  •  в отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятия.

Большое разнообразие дидактических игр, сделанных из фетра, позволяет сформировать у детей представления о сенсорных эталонах: цвете, форме, величине. Например, игры «Разложи яблочки в корзину соответствующего цвета», «Посади бабочек на свой цветок», «Найди половинки» помогают детям сформировать представления о цвете.

Для закрепления знаний геометрических фигур мы выполняем простые упражнения: «Подбери фигуру к предмету», «Подбери по форме».  Также дети справляются и с более сложными заданиями: «Положи красный квадрат к жёлтому кругу», «Положи маленький жёлтый круг к большому красному треугольнику».

Разыгрывание сказок «Три медведя», «Теремок», «Репка» на ковролине помогает сформировать представления детей о величине.

Работа с ковролином учит детей разным способам обследования предмета, учит экспериментировать с предметами, выполнять сложные глазомерные действия.   

Таким образом, ковролиновый комплекс не только развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие сенсорных эталонов, но и совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь, а также развивает творческие способности дошкольников. Формирует мотивационную сферу к учебному процессу, сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками.