Игра как средство общения у дошкольников

Савина О. В., воспитатель ГБДОУ № 25

Мы ссорились,  мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.

Игра представляет неотъемлемую, важнейшую часть жизни человека, которая реализуется как в виде отдельной деятельности, так и в виде составляющих различных сфер жизни: трудовой, учебной, творческой   и т. д. При этом игра — основной вид деятельности детей младших возрастов. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

Игра занимает важное место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,  малыш играет. Это его естественное состояние. Игра — путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре проявляет инициативу, творчество и знакомится со свойствами предметов. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач.

Игра является ведущим звеном в организации детской жизни. Педагогический процесс в детском саду направлен на создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями».

В первой младшей группе игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом и вместе со сверстниками.

Чтобы у детей было взаимопонимание в игре, нужно  с раннего возраста при формировании игровых действий одновременно ориентировать ребенка не только  на осуществление игрового действия, но  и на пояснения его смысла. В ранние  дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, где формируется его личность, целостность  представлений и понятий.  

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни.

Игра увлекает детей и делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Играя, он познает мир, учится общаться и совершенствует физические, интеллектуальные и волевые навыки. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.

В нашей работе с детьми для развития игровой деятельности  мы используем:

  • сюжетно-ролевые игры – способствуют возникновению игр из окружающей жизни. Их цель: развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, пить чай), формировать общение у детей друг с другом.
  • строительно-конструктивные игры – это игры с кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Их цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями.
  • театрализованные игры – различные настольные и кукольные театры. Цель: развитие у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.
  • дидактические игры –  развивающие игры, например: «Чего не стало?», «Найди отличия», «Что к чему?»,  «Найди пару» и т.д.  Цель:  способствовать развитию умственных способностей детей, усвоению определённых правил.
  • подвижные игры представляют собой вид активной и эмоциональной деятельности, которая помогает реализовать потребность детей получать положительные эмоции от выброса накопившейся энергии в ходе активной физической деятельности.

Игровая среда, сформированная в ДОУ, организует и  стимулирует детскую активность. С этой целью  постоянно обновляются и совершенствуются игровые уголки.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт.