Организованная образовательная  деятельность в дошкольном учреждении на открытом воздухе

Дементьева Н. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Георгиева Т. В.,  воспитатель ГБДОУ детский сад № 32

Ни для кого не секрет, что свежий воздух имеет существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний дошкольников. Занятия на свежем воздухе позволяют не только активно включить детей в образовательную деятельность, но и активизировать физическую активность. В процессе движения на свежем воздухе происходит усиление всех обменных процессов в организме. Это касается не только физиологических процессов, но и умственной деятельности. Физическая активность на свежем воздухе способствует актуализации интеллектуального потенциала ребенка  за счет притока крови к мозгу. Следовательно,  занятия на свежем воздухе являются одним из способов влияния  на качество проводимых с дошкольниками занятий.

Всем известно с детства, что свежий воздух полезен. При общении с детьми  мы часто говорим эти слова, являющиеся своеобразным клише, не наполненным конкретным смыслом. Что же такое «свежий» воздух на самом деле, и в чем заключается его польза?

Воздух представляет собой смесь азота (78%), кислорода (21%), углекислого газа (в норме 0,3%) и еще нескольких инертных газов.

Всем людям для жизни необходим кислород. При отсутствии поступления кислорода в организм наступает смерть, а так как  воздух – единственный его источник, то он нам жизненно необходим.

В закрытых помещениях в воздухе скапливается большое содержание углекислого газа. Если вспомнить о том, что скапливается он ближе к поверхности земли (пола), становится понятно: чем меньше рост человека, тем сильнее он страдает от этого, тем опаснее для него постоянное пребывание на «несвежем воздухе». Дети любят играть на полу. Именно там концентрация углекислого газа наиболее велика, что также является фактором риска.

Углекислый газ в небольших дозах безопасен. Однако уже трёхпроцентная концентрация его в воздухе причиняет людям значительный дискомфорт, вплоть до ощущения удушья. Концентрация в 6 – 8 % способна стать причиной обмороков и даже смерти. Конечно, такое происходит крайне редко. Чтобы избежать даже минимальных рисков, необходимо как можно чаще проветривать помещения, особенно те, в которых находятся дети. Делать это необходимо в любое время года, в любую погоду. Американские учёные доказали, что свежий воздух благотворно влияет на мозг, предотвращает его старение. После ряда исследований было установлено, что регулярные прогулки на свежем воздухе увеличивают объём мозга примерно на 2%, в то время как пренебрежение ими уменьшает его на 1,5 %.

Исходя из всего вышеизложенного, коллектив нашего учреждения    разработал комплекс мероприятий для проведения занятий на свежем воздухе. Для этого на территории нашего детского сада была создана  «Экологическая тропа», которая способствует реализации организованной образовательной деятельности на свежем воздухе:

  • усвоение материала становится  более эффективным;
  • совмещенное с прогулкой занятие становится более интересным и повышает мотивацию к изучению нового.

Экологическая тропа – это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе дети получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экологическая тропа сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде  дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мыслительной, эмоциональной и прикладной деятельности.  Так закладываются основы для формирования первоначального мировоззрения ребенка.

Помимо этого,  подвижные игры и совместная деятельность педагога с детьми  на прогулках способствует укреплению физического и психологического здоровья воспитанников.

В программе работы детского сада предусмотрено в ходе прогулки на воздухе проведение подвижных игр, физкультурных занятий, тематических мероприятий и семейных праздников. Детские игры – одно из самых полезных времяпрепровождений для детей, они создают позитивное настроение, развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам. Эти качества очень пригодятся им во взрослой жизни.

Свежий воздух показан абсолютно всем. Даже тем, кто болен, врачи рекомендуют, как можно чаще проветривать помещения, в которых они находятся. Передозировки от продолжительного пребывания на свежем воздухе не бывает. Именно на свежем воздухе наши силы восстанавливаются быстрее. Пренебрежение прогулками чревато снижением защитных сил организма, физической слабостью и даже появлением синдрома хронической усталости.

Зеленые насаждения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают воздух кислородом. За час один гектар зеленых насаждений поглощает восемь литров углекислоты. Один гектар леса выделяет  в воздух кислород в количестве, достаточном для поддержания жизнедеятельности 30 человек. Поскольку растения вырабатывают кислород, которым мы дышим, а некоторые деревья, например, сосны, вырабатывают еще и фитонциды – вещества, очищающие воздух от микробов, то вполне естественно, что организованная образовательная деятельность, подвижные игры, прогулки на открытом воздухе очень полезны и эффективны для здоровья и усвоения информации детьми.

Таким образом, следует учитывать в процессе организации занятий с дошкольниками тот факт, что сбалансированность состава воздуха, которым дышат наши дети, играет огромную роль в процессе обучения.

Список литературы:

  1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство Учитель 2008г С. 286
  2. Губернский Ю. Д., Шилькрот Е. О., Сколько воздуха нужно человеку для комфорта? Журнал «АВОК», № 6, 2017
    URL: http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3996
  1. Ломакин И. П., Попова Е. И. «Экотропа как средство формирования экологической культуры и рационального природопользования» Успехи современного естествознания. – 2016г – №11-1. – С. 146-150