Лента С. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 35
В соответствии с ФГОС ДО педагогическое воздействие образовательно-воспитательной программы в детском саду направлено, в первую очередь, на формирование основ базовой культуры личности каждого ребенка, что реализуется через создание оптимальных условий для образовательно-развивающей работы, обеспечивающей познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся, развитие эстетических чувств воспитанников, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
В реализации поставленных целей и задач программы важная роль отводится художественно-эстетическому развитию каждого ребёнка, в ходе которого осуществляются важные воспитательные задачи: любовь к своему краю, народу, Родине. И здесь на первый план выходит духовно-нравственное воспитание, а именно: изучение с воспитанниками своих исторических культурных истоков, в первую очередь русского народного декоративно-прикладного творчества, знакомство с духовной многовековой культурой, историей и традициями русского народа.
Изучение и овладение навыками декоративно-прикладного творчества в детском саду занимает очень важное место, ведь русский народ на протяжении многих веков отбирал те природные формы, цвета, сочетания формы и цвета, которые несут гармонию, радость и позитив для окружающих. Произведения русских мастеров являют собой образцы подлинного искусства, аналогов которому нет в современном мире, дают почувствовать единение человека, природы и искусства.
Работу по изучению декоративно-прикладного творчества с дошкольниками выстраиваю планомерно, по принципу «от простого к сложному», сначала знакомя детей с образцами, рассматривая, любуясь ими, а далее обучая навыкам и умениям различных видов росписей декоративно-прикладного творчества.
Для этого в группе с помощью родителей (законных представителей) воспитанников создана соответствующая развивающая предметно-развивающая среда, в которую входит «Мини-музей русской народной игрушки», тематические альбомы с видами народных декоративных росписей: Гжели, Хохломы, Городца, Жостова, Дымкова, Полхов-Майдана и других, коллекции из бересты, кружевоплетения и вышивки и многое другое.
Знакомство дошкольников с видами декоративно-прикладного творчества провожу как через организованную образовательную деятельность, так и через многие виды совместной образовательной деятельности, в утренние и вечерние режимные моменты. Для этого использую такие формы работы, как презентации, беседы, рассматривание, дидактические игры, театрализацию и художественный труд.
После знакомства с новым видом декоративно-прикладного искусства и осваивания новых техник видов росписей происходит закрепление и дальнейшее развитие художественно-эстетических навыков в самостоятельной деятельности – играх, изобразительном творчестве. Большой интерес у воспитанников вызывает раскрашивание готовых глиняных форм – народных игрушек, шаблонов для раскрашивания и пластилинографии, оформление выставок детского творчества.
Изучение видов декоративно-прикладного творчества провожу в интеграции с другими видами детской деятельности во взаимодействии со специалистами. Например, на занятиях по музыкальному развитию совместно с музыкальным руководителем используем закрепление видов русских народных росписей, составляя композиции-картины. Примером этого послужил утренник, посвящённый празднику 8 марта, на котором ребята станцевали танец «Колыбельная» и на магнитной доске выложили ковёр-узор по мотивам Жостовской росписи.
Могу с уверенностью сказать, что такая планомерная работа по изучению видов декоративно-прикладного творчества в детском саду даёт свои положительные результаты – дети стали проявлять огромный интерес к русскому народному творчеству, у воспитанников возросла потребность в изучении своих истоков. Наряду с этим развивается творческий потенциал личности, воспитываются духовно-нравственные ценности каждого ребёнка, как будущего гражданина своей страны.