К вопросу аттестации педагогов

Пухова С.Б., методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района

В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле
 ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
 К.Д. Ушинский

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения, модернизации и накопления профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств,  предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Исходя из современных требований, одним из основных путей развития профессиональной компетентности педагога является аттестация  педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений регламентируется  нормативно-правовыми документами разного уровня (федерального, регионального и муниципального), а также нормативно-правовыми актами образовательной организации.

Владение профессиональными компетенциями подтверждается результатами аттестации.

На сегодняшний день аттестация по должности «учитель» включает три категории: высшая, первая, соответствие.

Основными показателями успешности работы аттестуемого   являются, в первую  очередь, высокие образовательные достижения обучающихся, воспитанников под руководством данного педагога. Не менее важны высокие достижения педагога в области создания научно-методического  обеспечения педагогического процесса, а также активное и результативное участие педагога в деятельности педагогического коллектива образовательной организации, района, города.

Все эти показатели отражены в содержании критериев экспертных заключений об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения.

Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности — это обязательная проверка квалификации и компетенций, которую все педагогические работники обязаны проходить один раз в пять лет в соответствии с законом  «Об образовании РФ» и Порядком проведения аттестации, регламентированным Приказом Министерства образования и науки РФ № 276 от 07.04.2014 г.

Подтверждение профессионализма, повышение квалификационной категории – это преимущество для учителя, которое  означает не только прибавку к зарплате, но и повышение уровня защищенности в условиях непростой экономической ситуации.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности осуществляется аттестационной комиссией Образовательного учреждения.

Основанием для проведения аттестации является представление, подписанное руководителем (директором, заведующим) образовательного учреждения.  В   представлении   содержатся  сведения о педагогическом работнике и мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен под роспись не позднее,  чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в Аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность, начиная   со срока   предыдущей аттестации, а при первичной аттестации – с даты поступления на работу.

Аттестационная комиссия также дает рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц,  не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации” раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

В качестве рекомендаций для анализа деятельности педагога (методиста, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, старшего воспитателя и т.п.), отвечающего за работу по  аттестации работников образовательной организации,  можно использовать  мониторинг по повышению квалификационных категорий педагогических работников. Мониторинг позволяет определить, что было сделано в рамках аттестационных мероприятий, как велась работа по подготовке педагогов к аттестации, какие проблемы выявлены,  каково количество педагогов, проходящих аттестацию в учебном году.  Также в ОУ необходим перспективный план повышения квалификационных категорий (на 3-5 лет), курсовой переподготовки (где, тема, когда, сколько человек), карты индивидуального профессионального маршрута педагогов, портфолио, создание сайта (принципы организации работы, вывод, результат).

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится в соответствии  с Порядком  проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276,  на основании их заявлений.

Прием заявлений на аттестацию осуществляется через МФЦ или портал Государственных услуг Санкт-Петербурга.

Очные консультации по вопросам аттестации, по содержанию и оформлению индивидуальной папки профессиональной деятельности педагоги могут получить,  обратившись к методисту ИМЦ Пушкинского района или материалам сайта ИМЦ в раздел «Методическое сопровождение» – «Аттестация». Можно ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Центра аттестации и мониторинга Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

С 2018 года в России реализуется Национальный проект «Образование в Российской Федерации», который включает ряд Федеральных проектов, в том числе проект «Учитель будущего». Мероприятия этого проекта предусматривают переход на новую модель аттестации педагогических работников на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

Проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» (пункт 16),  проведение аттестации по новым правилам должно было начаться уже с июня 2020 года.

Но жизнь вносит свои коррективы. Обрушившаяся на мир пандемия отсрочила введение новой модели аттестации. Может быть, и к лучшему, так как процесс организации аттестации, как показывает апробация модели, очень непростой и противоречивый, немало претензий и к  содержанию аттестации.  Высказываются опасения, что аттестация будет отвлекать и без того перегруженных учителей (а вместе с ними и директоров) от их непосредственных обязанностей. 

Впрочем, новая модель будет дорабатываться.

А пока все учителя могут проходить аттестацию на прежних условиях.

 Ни один из  способов развития профкомпетентности не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.