Песочный световой стол как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста

Богданова Д. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7

Работа с песочным световым столом  — это современный эффективный метод, который используют педагоги, психологи, психотерапевты, логопеды.

В своей работе я уже давно использую эту технологию  как в индивидуальной работе, так и в групповой. И могу сделать вывод, что песочный стол является универсальным средством всестороннего развития ребенка. Детям очень нравятся наши занятия с песком. Для них песочный стол  – «волшебный», а рисование песком — «магия». Теплый свет лампы, кварцевый песок — мягкий и приятный на ощупь — всё это вызывает у ребенка приятные эмоции. Ребенок чувствует себя творцом!

Поэтому, в первую очередь, это средство релаксации, снятия психологического напряжения, стресса. Я заметила, как дети успокаиваются, даже просто пересыпая песок. Им нравится  оставлять незатейливые узоры и следы на песке. Совместная работа с песком создает доверительные отношения между ребенком и взрослым через ситуацию сотрудничества, через приятное эмоциональное общение. После таких занятий дети спокойные, умиротворенные.

Огромное значение имеют занятия с песком для развития мелкой моторики, речи и сенсорного развития.  Все педагоги знают еще с первых курсов университета о том, что мелкая моторика неразрывно связана с речевым центром головного мозга. Активация этого участка в связи с деятельностью руками, пальчиками  стимулирует центр речи, «заставляя его включиться в работу». А работа с песочным столом  и различные манипуляции с песком, с дополнительными аксессуарами (камешки, специальные стеклышки, фигурки) обеспечивает активную деятельность рук. Дети очень любят игры «Клад», «Секретики», «Тортики», когда в песочек можно   закопать, а потом отыскать маленькие предметы. Через игры с песком дети  получают опыт сенсорного восприятия. Так, например, я прячу в песочке разные фигурки, а дети должны их найти и разложить по группам (сердечки с сердечками, листиками с листиками и т.д.). Моим воспитанникам очень нравится  задание «Найди с закрытыми глазами» –  дети с закрытыми глазами по заданию воспитателя ищут на ощупь в песке определенные предметы.

На моих занятиях развитие речи происходит не только через развитие мелкой моторики. Мы с ребятами рисуем и «рассказываем сказки» на песке, стихотворения, изображаем времена года, рисуем «картины» на всевозможные лексические темы в соответствии с календарно-тематическим планом. Очень легко учатся стихи, если изображать их на песке:

Как на горке снег, снег!
И под горкой снег, снег!
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег!
А под снегом  спит медведь!
Тише, тише – не шуметь!

Песочный стол – незаменимый помощник на занятиях по рисованию. Часто дети боятся начать рисовать, не понимают графику изображения, говорят «у меня не получится», «я не смогу». Но как только  ребенок  начинает рисовать на песке –  все страхи уходят. Ведь это не бумага: не получилось — засыпал песочком и попробовал снова. Через несколько занятий появляется уверенность, и не страшно рисовать теперь и  на бумаге.

На таких занятиях совершенствуется графомоторика, ребенок упражняется правильно рисовать контур, определять размер изображения, учится правильно держать кисть. В результате у ребенка всё получается, а это ситуация успеха!  Нет страхов — ребенок раскрепощен, открыт творчеству!

На своих занятиях я также использую полушарное рисование песком — симметричное рисование двумя руками одновременно. Это очень благотворно влияет на развитие мозга ребенка — обоих его полушарий! Активизируется мышление, восприятие, координация движений.

Песочный стол я использую и  на занятиях по формированию элементарных математических представлений: для  знакомства и закрепления знаний о геометрических фигурах  «Узнай, назови, нарисуй», для ознакомления с цифрами, на закрепление количества и  счёта «Соедини с цифрой». Песочный стол выступает своеобразным «планшетом», на котором можно выполнять различные графические задания  как с дополнительными аксессуарами, так и без них. Это позволяет разнообразить материал, сделать игровые задания более привлекательными для детей.

Рекомендую педагогам использовать в своей работе песочный световой стол, искать новые способы и приёмы в его использовании, делиться своим интересным позитивным опытом!