Экспериментирование как средство развития любознательности и познавательной активности ребёнка

Злобина В.В., воспитатель ГБДОУ № 12
Туваева И.В., воспитатель ГБДОУ № 12

Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая и исследовательская деятельность.
 Л.С. Выготский

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Процесс обучения  должен строиться как самостоятельный творческий поиск. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящими у истоков становления личности.

ФГОС в ДОУ сейчас настоятельно рекомендует организацию проектной и экспериментальной деятельности. Конечно, по отношению к детям дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер, но мы должны понимать, что экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. А экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Для расширения его  кругозора можно проводить и простые опыты, но  интересные и занимательные. Такие опыты могут проводиться в детском саду и дома и не требуют специального оборудования и дорогих материалов. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности. Это позволяет им научиться логически мыслить, анализировать и делать выводы. Кроме того эксперименты напоминают детям фокусы: они необычные, захватывающие все внимание детей, а самое главное –  дети проделывают их сами.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу её составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровой, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию.  Именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Л.С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установления взаимозависимостей и закономерностей.

Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: Развитие познавательных интересов, потребности и способности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

 Задачи поисково-экспериментальной деятельности:

  • Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  • Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитывать следующие моменты:

  • Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.
  • Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.
  • За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.

Из чего же складывается структура детского экспериментирования?

  • проблемная ситуация;
  • целеполагание (что нужно сделать?);
  • выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);
  • проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии);
  • подтвердилось / не подтвердилось;
  • формулирование выводов;
  • возникновение новой гипотезы (как получилось),  предположений;
  • реализация в действии  – подтвердилось;
  • формулирование выводов (как получилось).

Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент.

Таким образом, детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности, напротив, оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Исследовательская деятельность является одним из этапов метода проекта. Воспитатель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти ребенку совместно со взрослыми, исследуя и проводя наблюдения и эксперименты. Делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Задача воспитателя – поддержать этот интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

В группах создаются лаборатории – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно.

 Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Воспитатель собирает интересные сведения, загадки, ситуации, которые может предложить детям в тот или иной момент. Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.

Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ.

Минус самостоятельного опыта — это опасность: оперирование мелкими, колющими и режущими предметами. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами.

Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью можно проводить родительские собрания, консультации, на которых объяснять родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объяснять, что даже если  его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Экспериментирование облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.