Проблемы и перспективы молодого педагога в школе

Смирнова Э.В., учитель английского языка ГБОУ школы № 606

Учитель – это призвание. Об этом говорил даже бывший президент Российской Федерации, правда, в довольно оригинальном контексте. Если вы думаете, что работа учителя – это короткий рабочий день, неполная занятость, долгие каникулы, полные отдыха, – то вы ошибаетесь. Если вам не нравится объяснять одно и то же по сто раз, если вы вспыльчивы или легкоранимы, если вы не готовы учиться чему-то новому всю жизнь – то эта работа не для вас.

Что радует в профессии учителя? Конечно же, дети. Вы знали, что детей, которых вы учите, вы не уже сможете назвать «чужими»? В прошлом году на вопрос «вот у вас сколько детей?» я ответила «27», вызвав неподдельный ужас в глазах собеседника. Да, дети – лучшая часть работы учителя. Их успехи, даже небольшие, всегда замечаешь. А их собственноручно сделанные открытки и эти  портреты, в которых не всегда узнаешь себя, почему они дарят столько радости? Не так страшен любимый учитель, как его рисуют на портретах дети. Я храню каждый подаренный портрет – ведь это так приятно, когда из всех своих учителей ребёнок решил нарисовать тебя! Я помню, как рисовала свою учительницу английского и очень гордилась, что мой рисунок отобрали для украшения главной лестницы на День учителя. Рисунок был хоть куда! Теперь, правда, задумываюсь: а может, это только мне казалось, что он так хорош?  

Хватает в профессии учителя и огорчений, но где их нет? Вспомните любой неприятный момент в любой другой работе и не сомневайтесь: в работе учителя может случиться что-то аналогичное.

Нужен ли молодому учителю наставник? Да, да, и ещё раз да. С одной поправкой: нужен реальный наставник, а не номинальный. Дело даже не только в помощи с учебной частью, а с рядом мелких вещей, о которых не знаешь, у кого спросить, чтобы не показаться смешным или докучливым. Я работаю в школе, где проучилась 10 лет, поэтому никто не устраивал мне экскурсий по школе – с чего бы, если я и так всё знаю? Поэтому только спустя пару месяцев работы я узнала, что у нас есть гардероб для учителей. Спустя полгода – что есть и туалет для учителей! А где брать мел пришлось спрашивать у своего наставника. Ну и, конечно же, есть и моменты обучения: как редактировать учебный план в электронном журнале, как правильно заполнять этот журнал, как вести беседу с воинственно настроенными родителями… Молодые педагоги приходят с полным знанием теории, которая иногда далека от тех сюрпризов, которые приготовила реальная жизнь. Поэтому не просто полезно, а жизненно необходимо иметь того, кому не боишься задать простой, возможно, даже глупый вопрос.

В школе много удивительного! Оказывается, даже проучившись в школе десять  лет, можно не знать того, что находится за некоторыми дверьми. Можно взять в библиотеке любимую книгу и увидеть на формуляре, что в последний раз её брала почитать…. ты. Десять лет назад. Разве не удивительно? Можно услышать от ученицы «А моя сестра училась с вами в одном классе! А ещё вы жили напротив нашего дома» и осознать, что ты уже видела этого ребёнка, только тогда он ещё не ходил и не говорил.  Ну какая ещё работа подарит столько эмоций? Я не знаю ответа на этот вопрос. Но точно знаю, что учителям скучно не бывает!