Как приобщить ребенка к чтению

Сапожкова Н.В., педагог-психолог ГБОУ школа-интернат № 8

Если вы согласны с изречением Чарльза Уильяма Элиота о том, что «Книги – самые тихие и самые постоянные друзья, они самые доступные и мудрейшие советники и самые терпеливые учителя», то станет предельно ясно, какого ресурса может быть лишен ребенок, не любящий читать.

Вне всяких сомнений, что педагоги начальной школы прилагают немало усилий, направленных на то, чтобы не просто научить ребенка читать, а чтобы чтение вошло у него в привычку. Однако дети нуждаются и в систематической помощи своих родителей.

В этой статье приведена информация для родителей, помогающая сориентироваться в данном вопросе.

По последним статистическим данным в России регулярно читают книги только 28% детей в возрасте до 15 лет. А вот процент пользователей интернета составляет более 90%.

Есть сведения, что  до 90-х годов XX века 50 % родителей читали своим детям книжки,  сегодня это делают только 7%, а 37% населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня – это Италия и Швейцария, России нет даже в «десятке». По технике чтения наши старшеклассники занимают лишь 43 место из 45 стран мира.

Современные родители любят сокрушаться на тему «Он совсем не читает, все время сидит в планшете». В этих жалобах кроется родительская хитрость. Ведь родители сами дали ребенку планшет, сами его «подсадили» на игры. И сами в присутствии ребенка то и дело «зависают» в гаджетах. Так что надо эту «жалобную последовательность» перевернуть: ребенок не читает, поэтому и сидит, уткнувшись в планшет.

Планшет – не конкурент книги. Это способ себя развлекать. И нет никакой вероятности, что отсутствие планшета повысит любовь к чтению. Простое ограничение в использовании планшета автоматически не приведет к тому, что ребенок полюбит читать. Поэтому, накладывая ограничения на использование планшета, надо предлагать ребенку альтернативы, которые будут ему интересны.

Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором имен,  названий и событий,  не понятых и  не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут-то и ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений! А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет, даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение – это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование. Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатление. Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понравилось, что чувствуют герои, какой финал книги ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?

Читающий же ребенок может перестать читать по следующим  причинам:

  1. Бывают паузы в чтении, когда человек эмоционально слишком напряжен и избегает читать, потому что это дополнительная эмоциональная нагрузка.
  2. Бывает, что подросток проходит стадию гиперобщения и ему интереснее быть в кругу сверстников. Он может вернуться к книгам позже.

Обратите внимание:

  1. Взрослые люди, читая ребёнку книгу вслух, часто сами увлекаются  сюжетом  и  при этом не замечают реакции ребёнка – как он слушает, о чем спрашивает, что не понимает, что вызывает у него тревогу. К тому же родители ( также и бабушки с дедушками) охотно покупают  «свои любимые детские книги», часто не задумываясь, а подойдут ли они их ребенку –  он-то совсем другой!
  2. Несомненно, с самого младенчества мы учимся в собственной семье, глядя на старших. Поэтому для родителей нет другого рецепта: надо самим включаться в процесс приобщения ребёнка к чтению, находить время, отбрасывать дела и читать свои взрослые книги, подавая ребёнку пример,  читать вместе с ребёнком хорошую детскую литературу. Главное, чтобы ребенок находился рядом и видел, как его мама и папа отдыхают с книгой после трудового дня или проводят за чтением свои выходные, а потом обсуждают прочитанное между собой. Нам требуется огромное терпение для того, чтобы направлять детей по верному пути и помогать делать правильный выбор.

Судьба будущего читателя  зависит от взрослых, которые становятся посредниками между писателем и юным слушателем!

Что можно почитать?

Книги для младших подростков. Темы, желательные для этого возраста, – детство, мотивы поступков ровесников и взрослых,  история своей страны. Эти темы, точнее, книги, с ними связанные, вызывают желание говорить о прочитанном, высказывать свое мнение.

  1. Детство. Эта тема предстает в современной литературе для детей в следующих аспектах: • Дом • Родители • Бабушки и дедушки • Мечты, обиды • Друзья • Игры и развлечения • Печали и надежды • Сказки и истории.
    Вот книги, относящиеся к этой теме и охотно читаемые сегодняшними детьми 10-12 лет: Наринэ Абгарян «Манюня», «Счастье Муры», Руне Белсвик «Простодурсен. Зима от начала до конца» и другие истории, Мария Парр «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал», Дина Сабитова «Цирк в шкатулке». В каждой из названных книг читатель находит в процессе обсуждения все или почти все аспекты темы «Детство», представленные выше.
  1. Семья. Особое внимание следует уделить тем произведениям, которые показывают особый мир семьи, где жизнь течет во взаимном уважении, где любовь преодолевает любые противоречия.
    Примеров классических произведений здесь множество: романы Ч. Диккенса, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, «Таинственный сад» и «Маленький лорд Фаунтлерой» Ф. Бернетт, «Серебряные коньки» М.М. Додж, «Полианна» Э. Портер, «Томасина» П. Гэллико и многие другие. Серия «Современная мировая детская книга»: сказочные повести М. Бонда «Приключения медвежонка Паддингтона», трилогия Дж. Бердселл «Пендервики», рассказы С.Нурдквиста «Петсон и Финдус», циклы повестей А.-К. Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» и «Щепкин», повесть К. Нёстлингер «Конрад, или мальчик из консервной банки», повести Х. Ципперт, Р. Хурцльмайер «Как стать настоящим львом» и «На Деда Мороза не охотятся», повесть-воспоминание П. Модьяно «Катрин Карамболь», «Сказки о мальчике Леше» С. Седова, сказочная  повесть С. Лавровой «Требуется гувернантка для детей волшебника», социальная повесть В. Воскобойникова «Все будет в порядке» и С. Варфоломеевой «Машка как символ веры».
  1. Формирование характера – одна из важнейших тем литературы для мальчишек. Подросткам во все времена необходимо было закаливать свою волю, завоевывать достойное место среди сверстников. Эта тема остается одной из центральных в современной подростковой литературе. Герои повестей А. Лиханова, В. Воскобойникова, К. Хагерюпа (о Маркусе), А. Свингена («Баллада о сломанном носе») – это очень разные по характеру ребята, каждый из которых ищет и обретает себя.
    Не менее важна эта тема и для девочек. С тем лишь отличием, что здесь физическое превосходство, о котором неизменно задумываются мальчишки, не играет существенной роли. Умение чувствовать и понимать людей, нравственность поступков, забота о ближних – те качества, которые во все времена помогали слабому полу найти свое место в жизни.
    Эти темы звучат и в книгах современных писателей – И. Зартайской («Он мне приснился»), С. Варфоломеевой («Машка как символ веры»), М. Аромштам («Когда отдыхают ангелы»), Ю. Кузнецовой («Первая работа»), А. Тор («Остров в море»), Дж. Бердселл (повести о Пендервиках).

Общество, заинтересованное в том, чтобы передавать свои базовые ценности молодому поколению, предложило детям  жанровые, в первую очередь, приключенческие книги. Их многообразные обзоры можно найти в издании «Библиогид» РГДБ, профессиональной прессе («Книжное обозрение», «100 лучших новых книг для детей и подростков» и др.), сайтах и порталах по чтению («Папмамбук», «Переплет», «Чтение21» и др.).

Когда найдется книга, соответствующая   интересам вашего ребенка,  он сам будет просить следующую!

И еще один способ

Что такое буктрейлер? В России в 2010 году издательство «Азбука Аттикус» первым использовало буктрейлер для продвижения своей печатной продукции.

Буктрейлер – реклама книги. В некоторых случаях этот способ может помочь привлечь внимание ребенка к книге.