Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ОВЗ для развития креативного мышления

Пахомова Е. С., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 67

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главная цель работы с детьми с ОВЗ, в   конечном  счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, к новым условиям.  

В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования.   Они способствуют развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.  

На занятиях я стараюсь создавать новую ситуацию так, чтобы учащиеся, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Мы применяем следующие виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:

  • Рисование пальчиками. Это несложная, но очень интересная техника, которая очень нравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.  Во время рисования пальцами рук учащиеся получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.
  • Рисование ладошкой.  Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её.  Отпечатанные ладошки можно использовать не только для индивидуального рисунка, но и для оформления классного уголка «Воспоминания о лете». А также превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.
  • Рисование штрихом.   С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала,  передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.
  • Рисование по сырой бумаге. Рисовать акварелью очень интересно, но сложнее, чем гуашью. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике аквариумы  и море в разную погоду – спокойное, тихое и  бурное, штормовое.

Таким образом, опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовывать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент интересует, волнует ребенка, а это, в свою очередь, отражает его сущность, характер, индивидуальность. Детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют к ним большой интерес. Можно также отметить динамику в развитии детей: на занятиях преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины.