Cheeky’s games. Английский для дошкольников

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с английским языком посредством игровой технологии

 Капитонова В. А., педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 11

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,
ч
ем грозная необходимость.
Святой Августин

В современном мире с каждым годом всё больше растёт интерес к раннему изучению английского языка. Дошкольный период многими исследователями считается благоприятным для изучения иностранного языка, так как в дошкольном возрасте дети гораздо легче усваивают язык, запоминают новые слова и правильное произношение. Благодаря плавному погружению в языковую среду, дети быстрее начинают говорить на иностранном языке.

В связи с тем, что нагрузка на детей в начальных классах  и интеллектуальная,  и эмоциональная  велика, знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте позволит помочь подготовить ребенка к обучению в школе, сформировать у него основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, накопить базовый лексический и словарный запас. Раннее изучение иностранного языка может обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволит снизить уровень стресса, благотворно повлияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повысит продуктивность его мышления.

Работая в детском саду и имея специальность учителя английского языка по основному образованию, всё вышеизложенное натолкнуло меня на мысль реализовать в своём дошкольном образовательном учреждении программу по английскому языку для дошкольников.

Процесс перехода от идеи к реальному её воплощению был непростым и поэтапным. Для начала необходимо было изучить существующие парциальные программы в этой области и проанализировать их отличительные особенности, а также ознакомиться с трудами ученых-лингвистов для определения основных принципов обучения второму языку и выбора его методики в дошкольном возрасте.

Ю.А. Комарова важным аргументом в пользу овладения иностранными языками в дошкольном возрасте приводит доказанность того факта, что иноязычное обучение развивает умственные способности ребёнка и благотворно сказывается на его эмоциональном и нравственном совершенствовании, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления.

Н.Н. Поддъяков определил основные дидактические принципы, в соответствии с которыми должно строиться обучение второму языку в дошкольном возрасте: обеспечение положительной мотивации учения, стимулирование и развитие творчества детей на всех этапах обучения,  формирование у детей положительных эмоций как важнейшего компонента обучения дошкольников,  реализация тесной связи познавательной деятельности и различных типов практической деятельности детей.

А.А. Леонтьев считает, что овладение иностранным языком у дошкольников невозможно без развития у них навыков сознательного оперирования  языком и формирования наряду с игровой также познавательной мотивации, а также что наиболее эффективным путем формирования познавательных мотивов и интересов является «вплетенность» их в игровую ситуацию.

Все приведенные выше доводы явились для меня основополагающими при разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Cheeky’s games. Английский для дошкольников».

При разработке своей программы мной за основу была взята парциальная программа Комаровой Юлии Александровны «Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников», из которой я позаимствовала музыкальное сопровождение (профессиональное, качественное озвучивание песен, подвижных игр и т.п. для детей на английском языке), демонстрационный и раздаточный материал, подход к организации и структуре самого занятия.

Так «родилась» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Cheeky’s games. Английский для дошкольников», целью которой является знакомство детей старшего дошкольного возраста с английским языком посредством игровой технологии, включающей в себя аудирование и звукоподражание.

Особенностью данной программы является закладывание у детей в старшем дошкольном возрасте основ изучения английского языка. Одной из таких основ является формирование и развитие интереса к предмету. Это достигается благодаря образам забавных сказочных персонажей. Другой основой является знакомство детей со звуковым строем и ритмом английской речи. Это знакомство проходит главным образом с помощью прослушивания и разучивания песен, считалочек, чантов, игр. Дети также приобщаются к определённой модели поведения на занятиях. Этому способствует единый порядок построения занятий. Деятельность на занятиях включает в себя песни, игры и задания, основанные на методе полного физического реагирования, согласно которому большая часть времени отводится формированию и развитию у детей рецептивных навыков: они учатся понимать и действиями (движениями, мимикой и жестами) реагировать на английскую речь. Дети начинают произносить свои первые английские слова только по мере обретения психологической уверенности.

Программа рассчитана на воспитанников общеразвивающих групп ДОУ старшего дошкольного возраста, а также для воспитанников коррекционных групп при отсутствии противопоказаний (в соответствии с рекомендациями узких специалистов, таких как учителя-логопеды). Реализуется программа в групповой и индивидуально- групповой форме 1 раз в неделю по 25-30 минут.  Программа рассчитана на 36 часов в год. Формой предъявления результатов освоения программы является открытое занятие (игры, декламация стихотворений, пение песен и т.п.) для родителей (законных представителей) воспитанников.

Каждое занятие начинается с этапа “Circle time”. Дети рассаживаются в круг и участвуют в приветствии с героем Обезьянкой Cheeky. Также на этом этапе повторяется пройденная ранее лексика и происходит введение в новую тему (в соответствии с Комплексно-тематическим планом). Затем следует этап “Game time”, во время которого дети погружаются в игровую проблемную ситуацию, которая побуждает детей к решению проблемы (оказание помощи герою). На данном этапе обозначается тема занятия, вводятся новые лексические единицы. С помощью демонстрационных карточек вводятся новые слова по теме раздела. На этапе “Listen and repeat time” дети слушают или повторяют песню, считалочку, стихотворение и т.п. на заданную тему. На данном этапе отрабатываются слова в песнях, считалочках, стихотворениях и т.п. Завершается занятие этапом “Talk time”, во время которого дети поют/проговаривают новую или ранее изученную песню/стихотворение/считалочку коллективно и индивидуально, а затем играют в подвижную игру, в которой всегда задействована активная лексика.

Для того чтобы подытожить всё вышесказанное, надо добавить, что учитель должен делать все возможное, чтобы дети увидели пользу в изучении иностранного языка. Поэтому главной целью преподавания иностранных языков должно быть формирование и развитие прочного положительного отношения к языку, а не просто привитие и развитие определенных знаний.

Таким образом, процесс обучения иностранному языку дошкольников имеет свои особенности. Это легко объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития данной группы детей. А педагог должен учитывать эти нюансы и подарить дошкольникам возможность погрузиться в иноязычную среду общения и игры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Комарова, Ю. А. Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников» и тематическое планирование / Ю. А. Комарова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 160 с. – (ФГОС дошкольного образования)
  2. Сазонова, И. Н. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? / И. Н. Сазонова, Е. А. Коненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 846-849.
  3. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991, с. 161-162.
  4. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985, – № 2. – с. 65-71.