Приобщение детей младшего возраста к народной культуре

Астанкова В.В., воспитатель ГБДОУ № 43

 …Родная культура, как мать и отец,
должна стать неотъемлемой частью души ребенка,
началом, порождающим личность.
Д.С. Лихачев

Детство – один из самых замечательных периодов в жизни человека. Это то время, когда закладывается фундамент будущей жизни, формируется речь, отношение к людям, умение дружить, сострадать, сопереживать. Передо мной как перед педагогом стоит ряд важных задач – привить детям любовь к окружающему миру, научить умениям и навыкам игры в коллективе, развить в каждом ребенке доброту, чувство любви к Родине и интерес к родным истокам. Я считаю, что основой воспитания является приобщение детей к народной культуре.

Народная культура многогранна. Для себя в своей работе я выделила ряд направлений, соответствующих возрасту детей в группе.

Потешки, приговорки, поговорки… На первый взгляд   удивительно, как может помочь в  развитии личности такое маленькое произведение, как потешка? На самом деле  каждый день используя потешки, прибаутки, поговорки не только на занятиях, во время совместной деятельности с детьми, на прогулках, но и в свободной и режимной деятельности в группе (умывание, пробуждение, игра), я вижу, как дети вовлекаются в процесс чтения: повторяют слова, сопровождают их  действиями. В мире компьютеров, планшетов, телефонов малыши развиваются быстрее, но разговаривать начинают позже. Именно потешки, поговорки помогают активизировать речь малыша. Потешки лаконичны, забавны, ритмичны. Часто повторяющиеся строки  побуждают   ребёнка прислушиваться, и в процессе повторения у него  возникает желание повторить фразу за педагогом. В работе с потешками я для себя отметила важность эмоционального чтения. Часто чтение потешек я сопровождаю движениями рук, действиями. Именно это помогает развитию воображения, мыслительной деятельности, мелкой моторики и способствует запоминанию текста  ребенком.

Сказки – еще одно направление русского фольклора, которое в своей работе я использую каждый день не только на занятиях по развитию речи, но и в совместной деятельности с детьми. Чтение сказок занимает особое место  в моей работе. У каждого из нас есть теплые и добрые воспоминания о любимых сказках и любимых героях. С их помощью   я могу заинтересовать ребенка, объяснить, как можно поступить в той или иной ситуации. На примере сказочных  персонажей я разбираю с детьми черты характера, правильность поступков, объясняю, что есть положительные и отрицательные герои. Но главное – каждая сказка показывает ребенку, что нет таких ситуаций, которых нельзя было бы изменить, и каждый отрицательный герой в сказке может осознать свои поступки и исправиться. Еще одна главная особенность этого жанра – добро всегда побеждает зло.

Перед сном дети с нетерпением ждут новой сказки. Я тщательно подбираю произведение, которое  поможет расслабиться ребенку и погрузиться в сон. Чтение сказки перед сном обычно проходит под спокойную и мелодичную музыку.

Народная культура славится не только русским фольклором, но и народными подвижными играми. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные игры влияют на воспитание воли, развитие быстроты реакции, формируют нравственные чувства, физическую активность, а главное – умение действовать в команде. С помощью народных игр я учу детей принимать поражение в игре с достоинством. В нашем мире у детей очень сильно развиты лидерские амбиции. Многие дети просто не готовы проигрывать, они расстраиваются, обижаются, а затем и  вовсе оказываются от игры. Именно народная игра помогает ребенку справиться со своими эмоциями, радоваться успехам других. Под каждую игру я подбираю народную музыку (звучание балалайки, гуслей, бубнов). В русских народных играх сохранился колорит обычаев, традиции, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народная культура, включающая в себя русский фольклор, подвижные игры, народное творчество, народные традиции представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой  активной личности. Работая с детьми, я помню, что впечатления детства глубоки. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и проявления их в общественно полезной творческой деятельности.