Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Романова Л.В., воспитатель ГБДОУ № 25

 Сказка может дать ключи для того, чтобы войти
в действительность новыми путями, может помочь ребенку
узнать мир, может одарить его воображение
и научить критически воспринимать окружающее.
Джанни Родари

Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.

С первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых. Однако есть и ещё один важный аспект формирования личности – сверстники, с которыми в процессе игр, общения ребёнок активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным и не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и, таким образом, растят эгоиста. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливым наказанием угнетают детскую личность, создают психологический барьер между взрослым и ребенком.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, дети боятся сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на телевидении оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому надо прибавить компьютерные игры, в которых присутствуют кровавые сцены. Остается только удивляться, как это все выдерживает маленький ребенок.

Результатом такого воспитательного воздействия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, развитие детских неврозов, появление детских страхов, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Мы в своей работе используем различные методы коррекции, но в этом году отдали предпочтение методу сказкотерапии, которая является самым древним психологическим и педагогическим методом и тесно перекликается с нашей постоянной работой по театрализованной деятельности. Это новая для нас тема, которую мы только начали изучать углубленно и хотим поделиться с вами нашими пока теоретическими знаниями.

Сказки в нашей работе мы используем давно, так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В них противопоставляются добро и зло, смелость и трусость и другие нравственные качества. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливости, страха, сожаления и отчаяния. Но самое главное – сказки говорят ребенку, что, если человек не сдастся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.

Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Что могут дать ребенку сказочные истории?

Во-первых, они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают, что взрослых интересуют его проблемы, и они готовы ему помочь.

Во-вторых, они усваивают такой подход к жизни – «ищи силы для разрешения конфликтов в самом себе, ты их обязательно найдешь и победишь».

В-третьих, сказочные истории дают детям множество вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций.

Использование в работе с детьми метода сказкотерапии помогает понять следующие детские проблемы:

  • трудности, связанные с общением со сверстниками и родителями, – это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды;
  • переживание ощущения себя человеком, у которого «что- то не так»;
  • страхи и тревоги по самым различным поводам – здесь важно не то, чего боится ребенок, а то, как он боится.

Регулярность проведения занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребенка. Детям нравятся повторения, это следует учитывать и иногда повторять сказкотерапевтическое занятие, в котором необходимо использовать творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, придумай окончание).

Основная цель занятия – снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой.

Сказка может быть использована и для того, чтобы предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы:

  • сказка даёт великолепную возможность взрослому найти общий язык с ребёнком -язык сказки их сближает;
  • сказка более информативна, она не выдаёт свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
  • сказка способствует пробуждению детских и творческих сил, она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, значение которых выражается в реальных образах и действиях первого впечатления;
  • сказка несёт свободу.

Важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация – некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого.

По мнению специалистов, структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия выглядит следующим образом:

  1. Ритуал «входа в сказку». Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку». Этому помогают коллективные упражнения. Например, встать в круг, взявшись за руки, и сосредоточить внимание на горящей свече или передавать друг другу мячик. Помогает и любое другое «сплачивающее» действие.
  2. Повторение. Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что дети помнят, использовали ли они новый опыт.
  3. Расширение. Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает им помочь какому-либо существу из сказки.
  4. Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, – совершаются символические путешествия, превращения.
  5. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
  6. Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
  7. Ритуал «выхода» из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.

Принципы работы со сказками

Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: надо показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого; важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность. Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Например, обсуждая с ребенком знакомую «Курочку Рябу», можно подвести его к нравственному уроку сказки «Не в деньгах (золоте) счастье», а также к решению проблемного вопроса: «Какова причина слез деда и бабы?» Можно провести беседу с детьми, задавая по ходу вопросы: «О чем эта сказка? Чему она нас учит?» Причем вариантов ответов всегда будет много. Основная задача при обсуждении этой сказки – подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Неожиданных и нестандартных ответов и тем для беседы не надо бояться. Ведь одной из главных задач использования сказкотерапии в коррекционной работе является принятие ребенком сказки, примеривание ее на себя и свою ситуацию, а, следовательно, сказка стандартная превращается в сказку индивидуальную.

Проводя коррекционную работу, взрослый вместе с ребенком стремится рассмотреть сказочную ситуацию со всех сторон. Использование сказкотерапии в коррекционной работе повышает интерес детей, вызывает у них положительные эмоции. В результате детские души и сердца открываются навстречу тем педагогам-творцам, которые стремятся учить и лечить добротой и мудростью сказки.