Использование приемов мнемотехники в обучении и развитии связной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Данилина Н.В., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 67

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую мнемотехнику, это техника запоминания, в  переводе с греческого – искусство запоминания. Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблицы –  это схемы, служащие дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

Основные задачи мнемотехники:

  • развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно- логической;
  • отработка различных приемов запоминания;
  • развитие логического мышления;
  • решение общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией;
  • развитие смекалки, тренировка внимания;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Это особенно актуально при обучении детей с ЗПР, так как в первую очередь они имеют нарушения памяти, внимания, логического мышления, устной и письменной речи.

Работу с мнемотаблицами мы начали в 1-ом  классе и продолжили в 1-ом дополнительном.

В качестве одной из первых работ детям было предложено прослушать стихотворение и заменить слова рисунками. Все активно включились в работу. У обучающихся пробудился познавательный интерес к такой форме обучения. А непосильный для многих труд превратился в увлекательный процесс благодаря  самому доступному виду  деятельности – игре. Дети предлагали свои варианты перекодирования слов в рисунки. Работали синхронно – учитель на доске, а дети в тетради.

В 1-ом и 1-ом дополнительном классе метод мнемотехники использовался на уроках литературного чтения – это запоминание пословиц, пересказ сказок, составление тематических рассказов, заучивание стихотворений.

Ко второму классу увлекательный процесс стал любимым. Обучающиеся хорошо овладели приемами и способами, облегчающими запоминание. Картинки уже  не подкреплялись текстом, запоминание происходило только при помощи символов-рисунков.

Теперь уже после составления мнемотаблицы ребятам достаточно два-три  раза проговорить то, что зашифровано, и они с легкостью могут прочитать стихотворение наизусть.

Можно говорить о том, что обучающиеся получают возможность управлять полученной информацией, читать рисунки. Это формирует предпосылки к эффективному самостоятельному обучению. Появляется интерес к заучиванию стихотворений, словарный запас выходит на более высокий уровень. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Дети любят составлять индивидуальные мнемодорожки с опорой на текст. Работают увлеченно. Одновременно с перекодированием слов происходит запоминание текста. Дети обмениваются полученным опытом, демонстрируют результаты своей работы, что положительно влияет на повышение уровня учебной мотивации и успеваемости в целом.

Прием мнемотехники я использую на уроках русского языка при написании сочинений, изложений. Обучающимся трудно запомнить большие тексты или составить их самостоятельно. Опора на схему облегчает этот вид работы. При помощи мнемотаблиц мы пишем рассказы на разные темы.

На уроках литературного чтения мнемотаблицы помогают систематизировать знания, лучше запомнить информацию, которая долговременно сохраняется в памяти ребенка. Применение мнемотехники для заучивания и отгадывания загадок особенно актуально для детей с ЗПР, так как загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слов, развивают логическое мышление и аналитические способности.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка, помогает развивать и совершенствовать психические процессы. Метод мнемотехники дает хорошие результаты, положительно сказывается на успеваемости обучающихся и на их общем развитии.