Музейная педагогика в ДОУ как инновационная технология познавательного развития детей дошкольного возраста

Большакова С. А., воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ № 25

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.  Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители, бабушки и дедушки. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

  • наглядность;
  • доступность;
  • динамичность;
  • содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность);
  • обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей;
  • последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе);
  • гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);
  • поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
  • активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй);
  • подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

 восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.

Перед педагогом стоят такие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е.  художественное восприятие  действительности;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. А также детские рисунки, аппликации, коллажи. Или выполнение таких заданий:  придумать свое название экспонату, загадку, стихи-синквейны, сочинить сказку и т. д.

Таким образом, у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

В нашей группе мы периодически меняем выставочные экспозиции, привлекая родителей.

Бабушкины чердаки и сундуки, семейные альбомы и реликвии — незаменимые помощники в изучении истории и культуры.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Литература:

  1. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38-42.
  2.  Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 10. – С. 44-50.