Через уроки литературного чтения к урокам развития и воспитания

Сергеева Г.В., учитель начальных классов ГБОУ школа № 335
Белоусова Е. В., учитель начальных классов ГБОУ школа № 335
Гаранина О. Ю., учитель начальных классов ГБОУ школа № 335

Чтобы воспитать, тут нужны
беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.
 А. П. Чехов

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения книг. Ведь хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается совсем не так. Мы всё чаще встречаемся с негативным отношением к книге. Такая проблема появилась и у учеников наших классов. Большинство родителей сетуют на нехватку времени для занятий с собственным ребёнком, но известно, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основой его является привычка ребёнка читать.

В рамках проектной работы среди учащихся было проведено анкетирование, которое показало, что третья часть опрошенных равнодушна к чтению:

  • 30% учащихся считают, что в наше время можно обойтись и без чтения книг;
  • 20% детей не считают книгу лучшим подарком;
  • 10% школьников ответили, что чтение – это скучное занятие.

По этой же проблеме был проведён опрос и среди родителей. Выяснилось, что 40% родителей показали – их дети читают без принуждения, но только 20% опрошенных смогли назвать книгу, которую сейчас читает их ребенок. 30% родителей убеждают своего ребёнка читать книги, 20% – не интересуются этой проблемой, и только 10% родителей практикуют семейное чтение.

Весь этот материал послужил поводом для проведения с родителями консультации «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка». На занятии были даны рекомендации по развитию читательских умений детей, родители получили памятки «Правила чтения для учащихся», «Как готовить домашнее задание по чтению».

По мнению Л. С. Выготского, отношение ребёнка к книге – это и база, и показатель успешности его развития как личности.  Ведь хочет и любит читать только тот, у кого развито воображение и чувства, кто за каждым словом умеет видеть яркие образы. Уроки чтения – это возможность помочь каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать, общаться с детской книгой. Возможность познакомиться с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт имеет огромную ценность для формирования личности ребёнка. Создавая произведение, даже самое маленькое по объёму, авторы закладывают в него нравственную, научно-познавательную и эстетическую ценность – делясь своими ошибками, предупреждают наши, учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Поэтому так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. 

Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста. Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, отношения автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого.

Во время уроков литературного чтения с учителем Е. В. Белоусовой учащиеся помимо рассказов и стихотворений также анализируют сказки, создают свои произведения, инсценируют и рисуют.

В ходе исследовательской работы «Что за прелесть эти сказки» дети и сами постарались побывать в роли писателей. Они создали новые современные сказки, оформили книжки-малышки, составили кроссворды-путешествия по сказкам, нарисовали портреты сказочных героев и придумали новых современных сказочных персонажей. Как и в давние – стародавние времена  дети сказывали свои сказки друг другу. Герои их сказок становились победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, выдумке.

Смелые и сильные, отважные и непобедимые, добрые и ответственные, сказочные герои учат сопереживать, воспитывают благородство и великодушие. Справедливость, которой так не хватает в жизни, всегда торжествует в сказке. И поэтому сказка вечна. Работая со сказками, учащиеся находят ответы на свои современные вопросы, усваивают модели правильного поведения.

Для решения важнейших вопросов формирования интереса к чтению и развития читательских умений в школе № 335 создана программа внеурочной деятельности «Родная речь», которую реализует учитель Г. В. Сергеева.

На занятиях по этой программе, например, для полноценного восприятия детьми рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» подготовлены вопросы:

  1. В какое время происходят события?
  2. Почему герой рассказа не назван по имени?
  3. Почему писатель крепко, «по-взрослому», пожал руку малышу?
  4. Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?
  5. Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?

В классе разворачивается дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек». Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь и честность – главные достоинства настоящего человека. И дети теперь это хорошо понимают и примеряют на себя.

Большой воспитательный потенциал имеют произведения писателей-классиков для детей. Например, на уроках О. Ю. Гараниной дети читают и анализируют произведение В. Осеевой «Плохо». Через систему вопросов, выборочное и сопоставительное чтение учитель подводит ребят к пониманию идеи произведения. Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает школьников в том, что не совершать зла мало, надо созидать, творить добро.

О равнодушии и ответственности можно говорить с учениками на примере рассказа Л. Н. Толстого «Котёнок». Для автора важно, что дети взяли в поле любимое существо и забыли о нём. На этом уроке можно обдумать слова Антуана де Сент- Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Полезно сопоставить эту цитату с идеей произведения Л. Н. Толстого.

В процессе работы над литературными произведениями дети проходят большой путь, учатся извлекать «тайну», спрятанную в рассказах и сказках, стихах и пословицах. Они ищут в текстах точные слова и выразительные обороты, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся слышать и понимать других людей, делают нравственные выводы. В этой деятельности, благодаря эмоциональному восприятию, школьники эффективно совершенствуют навык чтения, развивают способности к логическим операциям и эмпатию.

Уроки литературного чтения являются мощным инструментом формирования интереса к чтению и познанию мира. А главное, эти уроки способствуют решению основной задачи школы – формированию личности ребёнка.