Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию: из личного опыта работы

Макаренко И. А., учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 695 «Радуга»

Обществознание – один из самых востребованных школьных курсов при выборе итогового экзамена. Мнение, что обществознание один из самых лёгких предметов, уже не актуально. Большинство учащихся понимают сложность учебного предмета и готовы активно работать, готовясь к экзаменам. Этот курс действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Вот мнение руководителя центра MAXIMUM Максима Сигала: “Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию, как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно».

Я считаю, что главным в подготовке к ЕГЭ по обществознанию является желание и стремление самого учащегося к высоким результатам, осознание учащимся личной ответственности за результаты своего экзамена. Обществознание – курс, включающий множество социальных наук, учащийся должен интересоваться жизнью общества, стремиться проникнуть в суть общественных явлений, много читать, осваивать общечеловеческий опыт, ведь своего пока недостаточно. Основная цель занятий с учащимися выпускных классов — не только закрепить, обобщить, углубить полученные знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена.

В ходе пресс-конференции на тему “ЕГЭ во время пандемии” первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин сказал: “ЕГЭ считается великим уравнителем, но это верно лишь частично. Он уменьшил неравенство в плане территориальном, но увеличил неравенство в плане социальном, так как редко средний ученик успешно сдает ЕГЭ без репетиторов. Согласно статистике по России, порядка 70% выпускников готовятся к ЕГЭ с репетитором. Поэтому равных возможностей для подготовки к ЕГЭ нет», – подытожил он.

Методы, которые я использую, позволяют сделать подготовку к ЕГЭ более эффективной.

Я начну с образовательных ресурсов. Понятно, что информационные порталы для подготовки к ЕГЭ, конечно, не могут решить проблему такого неравенства, но в целом могут быть полезны для самоподготовки тем, у кого есть возможность их использовать.

  • Сайт ФИПИ (https://fipi.ru) демонстрационные варианты КИМ, спецификации, кодификаторы, демоверсии.
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
    Портал носит информативный характер. На нем собраны:
    – основные сведения о ЕГЭ (что представляет собой ЕГЭ, кто может в нем участвовать, по каким предметам проводится и в какие сроки, задания);
    – актуальное расписание ЕГЭ (основной и дополнительный периоды);
    – словарь ЕГЭ (расшифровка ключевых понятий);
    – документы (федеральные законы, акты Правительства РФ, Минпросвещения России и Рособрнадзора);
    – информация Ситуационно-информационного центра Рособрнадзора, который обеспечивает онлайн-наблюдение за ходом проведения  экзаменов (со ссылкой на страницу, где ведутся прямые видеотрансляции мероприятий СИЦ);
    – таблицы соответствия первичных и тестовых баллов и другую информацию.
  • Портал «Решу ЕГЭ» (https://soc-ege.sdamgia.ru/) – дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам.
    Платформа создана творческим объединением “Центр интеллектуальных инициатив” под руководством Дмитрия Гущина. Она является составной частью образовательного портала для подготовки к экзаменам “Сдам ГИА: Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ”.
  • Сервис “Яндекс. Репетитор. ЕГЭ» (обществознание – 53 варианта (1734 задачи) – каталог заданий ЕГЭ обновляется еженедельно.
  • Сайт «4ЕГЭ» (https://4ege.ru/) На нем собрана полезная информация по 14 предметам, включая памятки по написанию мини-сочинения, презентации к урокам, практикумы по некоторым темам, термины и определения для ЕГЭ по соответствующим предметам, типовые сочинения и т. п.
  • Статград – задания с ответами, критериями, тренинги и диагностические работы.
    Статград –  система дистанционной подготовки к ГИА, созданная Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования.  Система работает в информационном ключе, проверяет работы (1 часть), даёт «ключи» (2 часть), даёт рекомендации для подготовки к экзамену. Её основная миссия — не только помочь в подготовке к экзамену, но и проверить готовность к нему ребёнка, дать объективную оценку его знаний. Любой заинтересованный ученик захочет проверить свои знания, получить независимую оценку. Система сама высчитывает баллы (по формуле ФИПИ), что важно для школьников. Практика показала, что те баллы, которые получает большинство обучащихся, выполняя диагностические работы в системе Статград, они получают и во время экзамена.

Я бы выделила несколько основных направлений подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию. Думаю, что эти направления есть в работе каждого учителя и являются основными при подготовке к ЕГЭ.

  1. Первое направление – работа с тестами. Каждый учебный блок: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право» – сопровождается решением тестовых заданий в формате ЕГЭ.
  2. Второе направление – работа с обществоведческими понятиями. Обществознание – это понятия, знание понятий, умение их использовать. Без знания понятий не сдашь экзамен. Систематически провожу понятийные диктанты по истории и обществознанию, обязательно включаю элементы заданий ЕГЭ по составлению предложений, раскрывающих смысл понятия.
  3. Третье направление – работа с источником. При работе с текстом затруднение вызыва­ют задания на интерпретацию текста, уста­новление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Учащиеся устно и письменно отрабатывают каждый документ в конце параграфа, особое внимание уделяю примерам и аргументам. Отрабатываются умение аргументировать свою точку зрения и приводить примеры.
  4. Третье направление – написание сложных планов. Изучив тему, составляем план, структурируем полученные знания. Обращаю внимание на теоретическую основу плана.

Еще одним направлением подготовки к экзамену является работа с «ключами» (ответами) заданий. Я объясняю специфику проверки экспертами выполненных заданий второй части, формирую умение использовать «ключи», организовывать самопроверку, уметь  анализировать типичные ошибки.

Уверена, что ученик, обладающий определенными знаниями по обществознанию и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много работать. Главное – стремление и желание самого ученика, его трудолюбие и упорство.

В завершение хочу привести цитату российского информатика и юмориста Стаса Янковского: «Чтобы сдать экзамен по любому предмету, надо знать не предмет, а то, что знают сами и требуют знать от тебя твои экзаменаторы».