Театральные технологии как одна из эффективных форм работы в школе

Агафонова И.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ № 464

Виктор Афанасьевич Ильев, режиссер, театральный педагог, говорил: «Театральная педагогика дает пример воспитания не только автора, но и человека, творца вообще. Она помогает увлечь его, повлиять на него, преобразить».

Жила-была девочка… Девочка, как девочка… Две косички.   Два озорных глаза и море фантазии. Училась она в школе. Как училась? Как все. Ходила в коричневом платье с фартуком. Делала уроки, шалила.

Одни учителя ей нравились. Они были открытыми, веселыми, отзывчивыми. Могли из любого скучного урока разыграть целый спектакль, такой, что у девочки глаза загорались, и дух захватывало от восторга. Такие учителя не знали «неудобных» вопросов. И отметки у ребят были хорошими, и знания крепкими.

А бывали и другие учителя – правильные. У таких дважды два всегда было четыре. А еще девочке нравился театр и классная руководительница, с которой ребята театр посещали. А потом долго и страстно обсуждали увиденное. Спорили, не соглашались, предполагали…

Прошли годы. Девочка выросла и вернулась опять в школу. Она не забыла ни  своих любимых учителей, ни классную руководительницу, ни театральные уроки.

Проработав 30 лет в школе учителем, я с уверенностью могу сказать, что мало научить ребенка грамоте и безошибочному счету. Ни одна формула, ни одно правило не сделает его человеком. Тем более счастливым человеком, если нет в нем любви к близким,  не заложено любви и уважения к истории родной земли,  и отсутствует потребность фантазировать.

«Целью школы всегда должно быть воспитание личности, а не специалиста», – говорил Альберт Эйнштейн. И хотя в современном мире многие ориентиры сместились, главной задачей своей работы в школе я вижу воспитание человека и гражданина. Основным направлением вижу патриотическое воспитание.

В качестве основной воспитательной технологии я использую театральную деятельность. Ведь, по словам Шиллера, театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу. Моя работа – это не театр в полном его понимании. Но часто классные часы мы проводим в форме литературно-музыкальных композиций, ролевых игр, ставим спектакли, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, проводим вечера юмора, организовываем митинги, участвуем в конкурсах сценического чтения.

Театральная деятельность в воспитательном процессе помогает пробудить в учащихся искреннее чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за победы своих дедов и прадедов.

Возможность на время ощутить себя другим человеком, с его страхами, слабостями, болью, помогает через эмоции раскрыться лучшим нравственным качествам воспитанников: доброте, дружбе, состраданию. Терпению и терпимости.

В моих классах царит атмосфера понимания и взаимопонимания, дружелюбия и доверия. Можно сказать, что ребята с честью несут звание ученика, гражданина и патриота.

Только за последние два года учащиеся моего класса подготовили шесть театральных постановок. Кроме этого,  юмористический спектакль «Такая разная любовь», к началу блокады – «Позовите, пожалуйста, Нину», показали спектакль «Линия Марты», а к фестивалю театральных коллективов постановку «От героев былых времен», посвященную  75-летию победы.

Мы участвовали в восьми  школьных и городских митингах, в трех школьных конкурсах сценического чтения. Провели четыре  тематических классных часа для учащихся 5-6 классов. Стали победителями в разных номинациях  двух театральных фестивалей, проводимых администрацией Муниципального образования г. Павловск.

Я уверена, что история девочки, которую я рассказала вначале, будет повторяться вновь и вновь. Цепочка добра, любви и творчества не прервется. Я уверена:

Не может пересохнуть океан,
От малой искры снова разгорится пламя.
Душа, что отдана моим ученикам,
Взрастет любви и доброты прекрасными плодами.