Логопедические игры и упражнения для развития речевого дыхания

Дубоносова А.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Родители, придя в логопедическую группу вместе со своим ребенком и услышав о том, что нужно тренировать правильное речевое дыхание, удивляются: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Мы пришли к вам в группу исправлять неправильные звуки, а дышать ребёнок и так хорошо умеет». Но в таком сложном процессе,  как развитие речи, всё имеет значение. Поэтому  мы всегда начинам свою работу по развитию речи ребенка с развития речевого дыхания.

Дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз, вдоха и выдоха. Правильное дыхание важно для развития речи, т.к. дыхательная система это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения и игры помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речь невозможна без дыхания.

Регулярные упражнения и игры на развитие речевого дыхания способствуют воспитанию правильного дыхания   с удлинённым, постепенным выдохом. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо:

  • выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй;
  • развивать силу выдоха;
  • развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произношения звуков, слов, предложений.

Выполняя упражнения, следует придерживаться определенных правил:

  • вдох через нос, выдох через рот;
  • губы приоткрыты;
  • выдох плавный, продолжительный;
  • плечи не поднимать;
  • щёки не надувать;
  • предметы для поддувания находятся  на уровне рта ребенка.

Развивать правильное дыхание помогают различные упражнения и игры. Воспитанникам моей группы очень нравится игра «Пингвины на льдинках». Для этой игры вам понадобится бумажный пингвин (можно нарисовать самим или скачать картинку из интернета), кусочек пенопласта, таз с водой. Фигурку пингвина можно заламинировать и прикрепить к пенопласту (льдинке).

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает пингвин на льдинке. Взрослый дует на льдинку, затем предлагает подуть ребёнку. Струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

– Представь, что это море, давай отправим пингвина в плавание на льдинке. Смотри,  какой сильный ветер! Как быстро плывёт льдинка! А теперь ты подуй. Молодец!        

Игру можно проводить не только в группе, но и дома в ванне, устроив весёлое соревнование. Главное помнить, что заниматься нужно только тогда, когда ребёнок сам настроен на игру. Проявляйте больше терпения, если у ребёнка не все получается выполнить правильно. Сочиняйте и придумывайте новые игры по схеме прежних, пусть в ваших играх появятся любимые детские персонажи и герои из мультфильмов.

Не стоит отчаиваться, если сначала ребенок будет жаловаться на усталость. Постепенно его речевой аппарат окрепнет,  правильное речевое дыхание станет нормой, а правильное воспроизведение звуков – естественным процессом.