Влияние фитбол-гимнастики на развитие координации движения у дошкольников

Ивкова Е.А., инструктор по ФК ГБДОУ детский сад № 43

Период дошкольного детства является основным этапом, в котором происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, а также активное развитие физических способностей, среди которых ведущим является развитие координации движений. Закладываются основы культуры движений, разучиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Двигательные способности ребенка активно развиваются в данный период. Особенно ярко наблюдается повышение в показателях координации движений, гибкости, равновесии. Координация движений является необходимой предпосылкой для успешного овладения физическими упражнениями и одним из важных компонентов физической подготовленности детей дошкольного возраста. Однако для ее совершенствования необходимо вводить в содержание двигательной деятельности детей специальные  упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления.

Способности, относящиеся к координации движений,  можно в определенной мере разбить на три группы:

  • способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
  • способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;
  • способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

В настоящее время все более активно идет поиск инновационных подходов привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, повышающих  интерес к движению. Одним из таких направлений является фитбол-гимнастика, которая обеспечивает стойкий интерес у детей к физическим упражнениям за счет привлекательности самого гимнастического мяча: его формы, цвета и функциональных возможностей.

Фитболгимнастика – это специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра, направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформаций нарушений опорно-двигательного аппарата, а также для оздоровления всего организма в целом.

Фитбол-гимнастика была разработана в середине прошлого века врачом-физиотерапевтом как реабилитационная гимнастика для больных ДЦП. Позже её элементы стали использовать в коррекционной терапии,  и уже после гимнастический мяч стал объектом интереса фитнес технологии,  не утратив при этом своих коррекционных свойств.

В работе с детьми гимнастика на таких мячах позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы и поддерживающих равновесие.

Занятия по фитбол-гинастике проходят в игровой форме под музыкальное сопровождение. Музыка оказывает благотворное влияние на повышение качества движения –  она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений.

Сопоставив все необходимые условия и средства для развития у детей хорошей координации, способствующие реализации программы, мы предположили, что фитбол-гимнастика наиболее эффективна  для достижения этих целей.

Координационные способности,  отнесенные к первой группе,  зависят, в частности, от чувства пространства, чувства времени и мышечного чувства. Именно музыкальное сопровождение способствует развитию этих способностей: ребенок учится выполнять упражнения с большим мячом, прилагая определенное усилие для его удержания с заданной амплитудой под определенный темп.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировании во время перемещений. Физические занятия, начиная от простой посадки на мяч и умения свободно передвигаться на нем и заканчивая сложными играми и упражнениями из положения сидя/лежа на мяче, оказывают активное влияние на развития именно этих способностей. Для их развития  в программе фитбол-гимнастики предусмотрены игры на статическое удержание позы – игры «замри».

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Вибро-эффект от мяча помогает снять излишнюю напряженность с мышц, обеспечивает приток крови к суставам. Перекаты, прокатывание по мячу дают дополнительные тактильные ощущения, эффект массажа.

Для развития координации движений возможно использовать различные двигательные действия:

  • связанные с преодолением трудностей координации;
  • требующие правильности исполнения, быстроты двигательных действий;
  • являющиеся для исполнителя новыми или необычными;
  • являющиеся привычными, но требующими выполнения при изменении условий;

Выполняя упражнения сидя/лежа на мяче, ребенок получает дополнительные установки: не только выполнить движение правильно, но и удерживать при этом равновесие на мяче и определенный темп, диктуемый музыкальным сопровождением. Вся эта многозадачность позволяет нам обоснованно утверждать, что гимнастика на фитболах развивает координацию движений у детей дошкольного возраста.