Игры с блоками Дьенеша как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Коршева Е.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство к самостоятельному мышлению.
А.И.  Маркушевич

В современном мире информационных технологий, науки и техники, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли, умение использовать информацию определяется развитием логических приёмов мышления. Поэтому одна из важнейших задач современного образования дошкольников – развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое и самостоятельно принимать решения. На разрешение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки ребёнка к школе.

Для достижения этой цели создается большое количество пособий и развивающих игр. Одними из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные знаменитым математиком, психологом и педагогом венгерского происхождения Золтаном Дьенешем. Профессор Дьенеш создал уникальную методику обучения детей дошкольного возраста основам математики и развитию логического мышления. Главный секрет этой методики обучения заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя во время обучения в игре. Поэтому основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет эффективно и творчески знакомить дошкольников с математикой с помощью интересных логических игровых заданий, а содержанием игры может стать серьезная и сложная научная тема.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование одного, двух, трех или четырех признаков одновременно). Индивидуальный подход помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности, дети радуются своим достижениям и новым возможностям.

Что же представляют собой логические блоки Дьенеша? Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур, различающихся четырьмя свойствами:

формой (круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные), цветом (красные, синие и желтые), размером (большие и маленькие); толщиной (толстые и тонкие).

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, они являются и конструктором, и кубиками, и мозаикой, и логическими пазлами, и развивающей игрой. У детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:

  • знакомить с основными геометрическими фигурами, различать по цвету, форме, размеру, величине;
  • развивать умение выделять разнообразные свойства геометрических фигур, называть их, обобщать по одному или нескольким свойствам, объяснять сходства и различия;
  • развивать логическое мышление, представление о множестве (сравнение, классификация, абстрагирование);
  • развивать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
  • развивать пространственные представления (слева, внизу, выше и т.д.);
  • развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект;
  • развивать связную речь, строить фразы с союзами «и», «или», с частицей «не» и т.д.;
  • развивать способность к моделированию и конструированию.

Наряду с логическими блоками применяла кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), форма – контурами фигур, толщина – условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величина – силуэтом дома (большой, маленький). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Свою работу по развитию  математического и логического мышления у детей дошкольного возраста я начала в подготовительной к школе группе, используя инновационные игровые технологии с логическими блоками Дьенеша. Я строила ее по принципу от простого к сложному, в порядке возрастающей трудности, таким образом  развивая познавательные, умственные, пространственные и творческие способности у дошкольников.

На занятиях по образовательной деятельности я обратила внимание, что дети не всегда проявляли познавательный интерес, а развитие познавательной активности – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, самостоятельно находить нужное решение. Передо мной встала задача – «пробудить» у детей устойчивый познавательный интерес к нелегкому процессу познания, сделать обучение занимательным, при котором обостряются эмоционально-мыслительные процессы ребенка.

Логические блоки Дьенеша как раз и относятся к современным инновационным  технологиям, которые вызывают живой интерес и любопытство ребенка, увлекают его в мир освоения сложного математического познавательного процесса, способствуют формированию аналитического и логического мышления.

Игры с блоками Дьенеша я строила в такой последовательности:

  • изучение цвета, форм, свойств;
  • сравнение, классификация и обобщение;
  • работа с карточками свойств;
  • выполнение логических заданий и построение алгоритмов;
  • конструирование и моделирование.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям  предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками Дьенеша. Дети отнеслись к играм с блоками заинтересованно, объединялись в небольшие подгруппы, использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми во время самостоятельных игр с блоками Дьенеша, сделала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка. В соответствии с этими выводами подготовила развивающую среду в группе, составила перспективный план по использованию развивающих и дидактических игр в совместной и самостоятельной деятельности, создала предметно-развивающую среду (картотеки, карточки – свойства, схемы, игры).

Я организовала работу с логическими блоками в разных формах:

  • занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений, комплексные и интегрированные);
  • игры (развивающие, дидактические);
  • самостоятельная деятельность в свободное от занятий время (конструирование, использование в роли предметных ориентиров).

Все занятия я планировала в игровой форме («Путешествие в город геометрических фигур», «Полет на космическом корабле») – это стимулирует интерес детей к занятию, предупреждает  быструю утомляемость. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали  уровню сложности заданий. Увлечённые игрой дети быстрее усваивали материал, приобретали нужные умения и навыки мыслительной деятельности.

На начальном этапе я подбирала простые игры, цель которых – усвоение свойств по форме, размеру, толщине и слов «такой же», «не такой».

  • Найди все фигуры (блоки), как эта, по цвету (размеру, форме).
  • Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (размеру, форме).
  • Найди не такие фигуры, как эта, по цвету и размеру.
  • Найди такие же фигуры, как эта, по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.
  • Чудесный мешочек (определение на ощупь).
  • Дружат – не дружат (сравнение блоков по признакам, нахождение сходства и различия).

Затем предлагала детям игры более сложного варианта:

  • Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другую по размеру.
  • Цепочка (построение длинной цепочки от произвольно выбранной фигуры, чтобы рядом не было одинаковых фигур по форме, цвету, размеру).

Далее я знакомила детей со знаками, используя опорные карточки-символы, которые помогали детям устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. С карточками-символами знакомила детей постепенно, объясняя их значение. При выполнении задания ребенок должен правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. В активном словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый круг», «На карточке обозначен красный цвет, значит, сюда можно положить красный квадрат». Постепенно усложняя игровые задания и упражнения, учила детей оперировать одновременно двумя и более свойствами, находить сходство и отличие, определять свойства блоков как по слову, так и с использованием карточек.

Логические игры с кругами не вызывали у детей трудностей. У них сформировалось четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии. Например,  перед детьми один круг, у каждого ребенка в руках один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием педагога (внутри круга все красные блоки, а вне круга – все остальные). После выполнения задания задавала детям вопросы: «Какие блоки лежат внутри круга (красные)? Какие оказались вне круга (не красные)?» Верен именно такой ответ, так как важно лишь то, что внутри круга лежат все красные блоки, и никаких других там нет, а свойство блоков вне круга определяется через свойство тех, которые лежат внутри. Во время проведения игр контролировала, чтобы дети выполняли задания качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих – это обеспечивает детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач. В общении с детьми пользовалась словом «фигура», так как для ребенка «блок» – это носитель формы, т. е. геометрическая фигура.

Использование логических блоков Дьенеша в совместной и самостоятельной деятельности вызывает у ребёнка устойчивый интерес к играм с блоками, увлекает его  в мир освоения математической стороны познавательного процесса, способствует развитию логического и пространственного мышления, совершенствует фантазию и воображение. Речь ребенка становится более сложной и начинает наполняться доказательной основой его мыслей.

Анализируя проделанную мной работу, я сделала следующие выводы: логические блоки Дьенеша несомненно приносят только пользу, улучшают память, внимание и концентрацию, ребенок стремиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.

Блоки Дьенеша можно и нужно смело использовать в развитии аналитического и логического типов мышления у ребенка. Работа с данным пособием поможет ему без труда подружиться с миром точных наук.