Интерактивные игры как средство развития познавательных интересов и конструктивных способностей старших дошкольников

Лента С. Н., воспитатель  ГБДОУ № 35
Сухова Г. А., воспитатель  ГБДОУ № 35

Игра – это естественная для ребенка и гуманная
форма обучения. Обучая посредством игры,
мы учим детей не так, как нам удобно
дать учебный материал, а как детям удобно
 и естественно его взять.

Происходящие в нашем обществе преобразования требуют  изменения педагогических подходов и внедрения в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных образовательных технологий. Мы считаем, что пересмотру подлежат формы, методы и приемы обучения, то есть  педагогический инструментарий, которым мы доносим знания, развиваем умения и закрепляем навыки, заставляющие думать каждого ребёнка.

Пересматривая формы, методы и приемы обучения, мы выбрали к использованию в своей работе интерактивные формы обучения, основанные на цифровых образовательных медиаресурсах.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит стремительное развитие в познавательной сфере. В  ходе педагогических наблюдений нами был выявлен огромный интерес  дошкольников к конструированию из различных видов конструкторов. Старшие дошкольники свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Они  не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.  Воспитанники способны выполнять различные по степени сложности постройки по замыслу и по условиям.

Для закрепления и различения плоских и объемных геометрических фигур, повышения интереса дошкольников к конструктивной деятельности  нами был разработан ряд авторских интерактивных игр в программе Microsoft Office PowerPoint с помощью триггеров и анимации.

Интерактивные игры «Королевство геометрических фигур», «Волшебные фигуры», «Домик для друзей» направлены на обучение и закрепление дошкольниками умения различать и правильно называть плоские и объёмные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, конус, призма и др.), видеть их отличительные особенности, анализировать и квалифицировать полученные знания о геометрических фигурах в интерактивной игре.

Целью интерактивных игр «Логические приемы умственных действий – анализ и синтез» и «Пятый лишний» является развитие умений дошкольников анализировать, синтезировать и комбинировать навыки классификации, совершенствовать умения различать геометрические фигуры, находить лишнюю фигуру и аргументировать свой выбор.  А игра «Конструирование по модели» направлена на закрепление дошкольниками названия геометрических фигур и совершенствование умения возводить постройку по заданному образцу; на развитие умения ориентироваться в пространстве и на экране компьютера.

Интерактивная игра «Сложи узор из кубиков Никитина» направлена на создание условий для развития познавательного интереса у дошкольников к развивающим играм – кубикам Никитина и закрепление  конструктивных способностей – умения строить по заданному образцу, схеме, модели, замыслу; развитие умения анализировать и ориентироваться в пространстве.

Интерактивная игра «Танграм» и «Зоопарк из палочек» создает условия для обучения детей работе с интерактивными образовательными играми на компьютере в соответствие с возрастными особенностями, закрепление умения составлять фигуру из деталей «Танграма» по заданной схеме модели, развитие умения ориентироваться на экране компьютера, сопоставлять заданную схему со своей постройкой.

Свою работу по внедрению данных пособий мы выстраивали последовательно, чередуя с практическими занятиями по конструированию. Сначала мы знакомили дошкольников с интерактивной игрой, обсуждали алгоритм выполнения заданий, а затем следовал этап практической деятельности, в ходе которой использовали разнообразные игровые технологии:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • моделирование по образцу, модели, замыслу и другие.

Данные авторские интерактивные игры нами были представлены коллегам детского сада на  педагогическом совете и внедрены в практику работы педагогами групп.

Опытом создания и использования данных игр мы также поделились с коллегами Пушкинского района в рамках методического объединения педагогов групп компенсирующей направленности 21 января 2021года и получили высокую оценку.

Можно сделать вывод, что в результате использования интерактивных игр у дошкольников увеличился познавательный интерес к конструктивной деятельности; развились умения дошкольников анализировать, синтезировать и комбинировать; развились навыки классификации; усовершенствовались умения различать геометрические фигуры, находить лишнюю фигуру и аргументировать свой выбор.

Мы убедились на практике, что внедрение информационно-коммуникационных технологий и новых педагогических форм работы даёт положительные и эффективные результаты в обучении дошкольников, развитии их познавательных интересов и творческих способностей.

Рекомендуем использование данного опыта педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.