Организация и управление экологическим воспитанием в ДОУ

Репина К. А., воспитатель ГБДОУ № 12

Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания. На этапе дошкольного детства складываются первые мироощущения –  ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Система общего образования в современных условиях призвана реализовать определенные социальные функции, исходящие из потребностей общества. Этими функциями являются: надзор за ребенком в период занятости родителей, социализация и индивидуализация его личности, подготовка к профессиональному образованию. Социальная роль образовательной системы, если она выполняет свои функции и реализует имеющийся потенциал, может оказать существенное влияние на развитие общества в целом. Важным аспектом в этом процессе является управление образованием.

«Качество образования – это интегральная характеристика показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которое соответствует требованиям образовательных стандартов или превосходит их» [6]. Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы – именно в этот период закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер.

Проблема качества на сегодняшний день является дискуссионной в теории и практике дошкольной педагогики. Для руководителя ДОУ (для построения эффективной технологии управления) важны следующие аспекты: содержание образования; предметно-развивающая среда; здоровьесберегающий подход к образованию; педагогическая культура коллектива; модель управления, адекватная поставленным задачам. «Определение содержания образования является одним из ведущих компонентов общего успеха. Содержание образования должно нести в себе современное знание о мире в доступной для детей форме, компоненты духовной культуры, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, складывающихся в мире детства» [4].

Детский сад – это единая система, и «деятельность всех сотрудников, без исключения, должна быть направлена на качественное осуществление функциональных задач… Для воспитателя – это обеспечение эффективного обучения детей, для руководителя – обеспечение управления качеством педагогического процесса» [6].

Все исследователи, занимающиеся экологическим образованием детей, в организации эколого-педагогического процесса главным образом придают значение созданию в образовательном учреждении специальной развивающей среды.

На административно-управленческом уровне осуществляется организационная деятельность, направленная на полноценную реализацию экологического воспитания детей. Это структурированная деятельность администрации (заведующего, заместителя заведующего по УВР) и специалистов ДОУ, которая включает аспекты:

  • создание, поддержание и совершенствование эколого-развивающей среды учреждения;
  • взаимодействие с социумом: родителями, природоохранными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями.

Воспитательно-образовательный уровень – это работа с педагогическим коллективом: развитие экологической культуры и эколого-педагогической компетенции, систематическое повышение квалификации, направленное на овладение воспитателями содержанием, методами и технологиями экологического воспитания дошкольников.

Оба уровня включают систему мероприятий, охватывающих все стороны экологического направления. Целесообразное распределение этих мероприятий во времени учебного года составляет технологию организационно-методического руководства, цель которой – постановка и внедрение экологического воспитания детей. Каждое из мероприятий несет свою содержательную функцию – является модулем технологии. К ежегодным мероприятиям относятся следующие:

  • педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить путем успешной работы, а также обоснована необходимость  организации и создания  в ДОУ полноценной эколого-развивающей среды (различных «экологических пространств») – важнейшего условия в осуществлении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями;
  • система методической работы с педагогическим коллективом в форме ежемесячного семинара-практикума, на котором прорабатываются содержание и методы экологического воспитания детей, технологии эколого-педагогической работы с детьми разного возраста;
  • заключительный педсовет: обсуждение итогов работы семинара, результатов воспитательно-образовательной работы с детьми, постановка задач на новый учебный год;
  • работа с семьей: пропаганда экологических знаний среди родителей, включение их в эколого-педагогические мероприятия;
  • установление связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования. [5]

В управлении экологическим образованием важны три аспекта: организация эколого-развивающей среды, развитие экологической культуры и эколого-педагогической компетенции воспитателей, контроль за реализацией эколого-педагогических технологий в работе с детьми на протяжении учебного года.

Каждое созданное в ДОУ «экологическое пространство» может иметь широкое значение в целом для экологического образования населения (а не только детей детского сада). Комната природы, экологическая тропинка, мини-ферма, площадка природы, экологический музей могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, семинаров дошкольных специалистов, праздников с участием ветеранов. Детский сад – это открытая социальная система, и чем больше она открыта для внешних контактов с социумом, тем интенсивнее и интереснее осуществляется ее собственное развитие. Пропаганда экологических знаний, демонстрация взаимосвязанной работы коллектива и успехов экологического воспитания детей, авторитет образовательного учреждения – это несомненные достижения в управленческой деятельности руководителей ДОУ.

Повышение эколого-педагогической квалификации воспитателей – следующий значимый аспект управления экологическим образованием в детском саду. Качество образования напрямую связано с культурой и профессиональной компетенцией людей, непосредственно занимающихся воспитанием детей.

В плане управления детским садом семинар должен стать формой методической работы с педагогическим коллективом, которую проводят совместными усилиями заведующая, заместитель заведующего  по УВР и эколог дошкольного учреждения, владеющие теоретическими основами экологического образования и методикой экологического воспитания детей.

Непрерывный семинар следует проводить не менее трех лет. Это оптимально-минимальный срок, когда каждый год несет на себе новую образовательную функцию:

  • первый год – теоретическое освоение содержания и апробация методов экологического воспитания в работе с детьми;
  • второй год – теоретическое освоение общих принципов построения технологий экологического воспитания дошкольников, первоначальное практическое вхождение в спланированную на учебный год систему форм и методов работы с детьми одного возраста;
  • третий год – практическое освоение технологии работы с детьми другого возраста, формирование обобщенного понимания эколого-педагогических технологий, начало творческого подхода в их адаптации к местным условиям работы ДОУ [5].

Важную роль в управлении экологическим воспитанием в ДОУ играет эколог – специалист с любым естествоведческим образованием, ориентированный на педагогическую специфику детского сада и психологию дошкольников. Наличие такого специалиста обеспечивает экологически грамотный подход в постановке и осуществлении в детском саду данного направления, требующего от педагогического коллектива знаний и умений в области экологии. Наблюдение за работой экологов в экспериментальных учреждениях в процессе внедрения системы экологического воспитания детей позволит создать теоретическую модель функционала этого специалиста. В нее входят:

  • организация и бионадзор за зеленой зоной  детского сада – это руководство по поддержанию  на должном уровне эколого-развиваюшей среды в ДОУ;
  • повышение квалификации педагогического  коллектива по основам экологии – это теоретико-практическая система повышения квалификации педагогического  коллектива ДОУ в любой форме (непрерывно действующий семинар, система консультативного обучения, цикл лекций в сочетании с практическими занятиями и пр.);
  • краеведческое исследование территории: сбор материала о природных особенностях, историческом прошлом края, конкретно того места, где находится детский сад;
  • пропаганда экологических знаний среди родителей – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры;
  • мониторинг окружающей среды – это комплекс мероприятий, позволяющий определить характеристики и параметры  воздуха, воды, почвы, песка в песочницах на участке и в помещениях детского сада [4].

Главная фигура в экологическом воспитании детей – это воспитатель, который является носителем экологической культуры и проявляет ее в повседневном педагогическом поведении. Воспитатель работает с детьми с утра до вечера, его внимание к явлениям и объектам природы, забота о растениях и животных, интерес к их жизни, в которые он так или иначе вовлекает детей, являются главными факторами, формирующими начала экологической культуры у дошкольников. В педагогической деятельности эколог не подменяет воспитателя – он специалист, поэтому его главная задача – поднимать общую экологическую культуру персонала детского сада, вооружать воспитателей экологическими знаниями, организовывать экологически грамотное взаимодействие детей и взрослых с природой.

Важным механизмом управления является контроль. Наилучший результат педагогического процесса обнаруживается в том случае, если контроль осуществляется за процессом педагогической деятельности воспитателей, а именно – за соблюдением эколого-педагогических технологий. Технология – это спланированная на учебный год и подробно описанная система эколого-педагогических мероприятий с детьми каждой возрастной группы.

В первые три года обучения воспитателей контроль в значительной степени выполняет процедура семинара – регулярные открытые мероприятия позволяют оценивать характер эколого-педагогической деятельности воспитателей. В дальнейшем заведующий ДОУ  и заместитель заведующего  по УВР планируют разные формы педагогического контроля в зависимости от задач развития учреждения в целом и конкретно в области экологического воспитания. Специальный контроль за состоянием эколого-развивающей среды в группах, ее регулярным и правильным поддержанием осуществляет эколог ДОУ, на основе анализа он проводит консультативную работу с воспитателями.

Деятельность администрации имеет решающее значение в становлении, непрерывном совершенствовании и развитии экологической культуры у всех участников образовательного процесса. Экологическая культура административной группы детского сада (заведующий, заместитель заведующего по УВР, эколог) базируется на развитом экологическом сознании, экологическом мышлении, активной профессионально-экологической деятельности. Она проявляется в:

  • понимании экологических проблем (на планете, в стране, в своем регионе) и актуальности экологического образования; создании в учреждении атмосферы значимости этого направления, планирования его как приоритетного;
  • создании в учреждении обогащенной, полноценной эколого-развивающей среды, ее коррекции и совершенствовании по мере необходимости;
  • планировании и проведении системы мероприятий по повышению квалификации педагогического коллектива в области теоретической и практической экологии, методики экологического воспитания дошкольников;
  • установлении содержательных взаимовыгодных связей с различными учреждениями образования, культуры, охраны природы;
  • взаимодействии с семьями воспитанников, трансляции эколого-педагогических достижений ДОУ в семейную среду.

Экологическая культура администрации детского сада, разносторонняя и содержательная деятельность, гармоничные взаимоотношения  внутри административной группы детского сада – это та почва, на которой вырастает экологическая культура воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Их экологически правильное и педагогически компетентное поведение является ведущим фактором экологического воспитания детей, привития им начал экологической культуры во взаимодействии с природой. [4]

Руководитель ставит общую задачу, касающуюся понимания и выполнения сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций. Медсестра и врач совместно с педагогом по физкультуре осуществляют эколого-оздоровительную работу с детьми. Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых, детей и их родителей. Музыкальный руководитель вместе с руководителем изостудии и воспитателями разрабатывают мероприятия, обеспечивающие реализацию эколого-эстетического направления.

Психологи утверждают, что человек как деятель развивается в процессе проникновения в действительность через ее познание. Ведущее значение при этом имеет профессиональный труд. Особое удовлетворение приносит людям творческий труд, когда ставятся и решаются новые задачи, осуществляется поиск новых средств и способов их решения. В области педагогики – экологическом воспитании – кроется огромная возможность для раскрытия творческого потенциала каждой добровольно вставшей на эту стезю личности. Реализация этого потенциала осуществляется через управление, которое ориентировано на индивидуальные особенности личности, ее направленность, темперамент и способности [4].

При углубленном умственном развитии детей и подготовке их к школе в рамках экологического воспитания воспитатель обращает больше внимания на:

  1. работу со всеми видами календарей, так как они развивают наглядно-образное, наглядно-схематическое и логическое мышление детей, временные понятия;
  2. работу со снегомером и измерительными стойками – это практические навыки математического мышления на материале природы;
  3. углубленно-познавательные и обобщающие типы занятий, на которых дети работают с моделями, обсуждают их, устанавливают связи, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, использовать приобретенные знания в новых ситуациях;
  4. формы работы, в которых используется диалогическая, объяснительная речь дошкольников, – именно через речь происходит осмысление явлений и развивается логическое мышление.

Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций. Воспитатель придумывает новые ситуации с литературными героями, вводит их в разные формы педагогической работы и режимные моменты. Игра создает оптимальный фон для развития личности дошкольников: они пребывают в положительном эмоциональном состоянии, охотно обучаются, организуют интересные самостоятельные игры, мягче строят взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействуют с растениями и животными. Дети становятся организованнее, интересно и разнообразно самостоятельно играют.

Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение. При этом правильно спланированное чередование познавательных, физкультурных, природоохранных мероприятий не только укрепляет здоровье детей, но и развивает их интеллект, выносливость, нравственные качества.

В эколого-эстетическом направлении широко используются и интересно организуются различные виды изобразительной деятельности. Воспитатель развивает сенсорные способности детей, наблюдает с дошкольниками различные явления природы, сосредоточивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных. Потом создает условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.

Итог творческого поиска любой личности – ощущение собственного роста, саморазвития и самодвижения, ощущение продуктивности собственной деятельности, ее социальной значимости и общественного признания.

Список использованных источников:

  1.  Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. – 128с.
  3. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
  5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 96с.
  6. Основы управления педагогическими системами: Учеб. пособие для студентов пед. образоват. учреждений / М-во образования Рос. Федерации. Стерлитамак, гос. пед. ин-т; [Сост. Инна Михайловна Максимова, Ольга Юрьевна Шаврина]. – Стерлитамак: Стерлитамак, гос. пед. ин-т, 2002. – 137 с