Школа № 407 – традиция  побеждать

В 2021 году на  городском этапе конкурса педагогических достижений  в номинации «Педагогические надежды» успешно выступила представительница нашего района Васильева Ольга Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 407, участница проекта «Учитель 21 века». Ольга Владимировна вошла в шестёрку лучших молодых учителей Санкт-Петербурга и  стала дипломантом конкурса.

Думается, что успех молодого учителя неслучаен – победы педагогов школы № 407  в профессиональных конкурсах  разного уровня  стали уже традицией.  Начнём с того, что директор школы Тарелкина Ольга Владимировна в 2017 году, будучи лидером педагогической команды в первом городском конкурсе учительских команд, привела коллег к победе – жёсткая конкуренция, выматывающая борьба  и  – 2 место. Это была победа!  Участником этой команды был Демчук Данил Владимирович,   ныне  заместитель директора по научно-методической работе школы № 407,  который после этого успеха  представлял наш район на городском этапе в номинации «Педагогические  надежды». Опыт этой борьбы и помог ему в этом году, когда он  стал наставником молодого талантливого учителя  Васильевой О.В.

В преддверии Дня учителя мы публикуем интервью с Тарелкиной О.В., Демчуком Д.В. и Васильевой О.В.

Тарелкина О.В., директор ГБОУ школа № 407

– Ольга Владимировна, вы капитан и лидер  первой учительской команды, которая выступила в 2017 году с невероятным успехом. Конкурс для педагога  – это всегда трудно и рискованно, а для директора школы   вообще нагрузка  невероятная. Но всё-таки, что для вас профессиональные конкурсы?  Что они дают  вам  как   директору школы, как учителю математики, как  человеку?
–  Помогает ли ваш  конкурсный опыт  в вашей  директорской  работе? 

Прежде всего мне бы хотелось поблагодарить наш Пушкинский ИМЦ и лично директора Любовь Геннадьевну Серову за оказанное доверие, за предоставленную возможность мне, тогда ещё молодому директору, “встряхнуться”, вырваться из мира цифр исполнения бюджета, пересчёта ремонтных смет и т. д. и окунуться в мир творческих педагогических идей.

Участие в педагогических конкурсах для меня  – это некая трансформация, которая позволяет, сохраняя традиции, накопленный опыт, привычные алгоритмы, решиться и попробовать креативные, необычные и инновационные схемы.

Именно поэтому педагогические конкурсы – это возможность  привносить новые веяния в любую деятельность, как в директорскую, так и в учительскую. И как результат, профессиональные конкурсы помогают смелее решаться на перемены.

Мой личный конкурсный опыт я считаю неоценимым. Во-первых, я познакомилась с замечательными, талантливыми молодыми педагогами.

Во- вторых, мы были счастливы вместе готовиться и участвовать в конкурсе.

Но ещё большей удачей я считаю то, что мы достигли главного – наша команда “срослась”,  и это позволяет нам интересно общаться и по сей день.

Демчук Д.В., заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ школы № 407

–  Несмотря на молодость,   у вас большой опыт участия  в разнообразных профессиональных конкурсах и районного, и регионального уровня, причем вы выступали  и  как педагог-предметник, и как член педагогической команды. Да и сейчас, будучи заместителем директора по научно-методической работе, постоянно  «фестивалите»  в  «Петербургской осени».  Зачем  вам всё это?  Не пора ли почивать на лаврах?

Почивать на лаврах это точно не про меня, во всяком случае за шесть лет работы в школе такого чувства я ни разу не испытывал. Может быть, дело в том, что внутри меня есть постоянное желание чего-то достичь.  Причем это не какая-то конкретная вершина – просто всегда есть чувство, что я ещё что-то  не сделал, чего-то не добился. И это проявляется во всех направлениях моей деятельности.

Если говорить конкретно про педагогические конкурсы, фестивали, форумы и т.д., то должен признаться, желание принимать участие в этих мероприятиях возникло не сразу. Огромную роль здесь сыграл районный проект «Учитель 21 века», в который меня направил директор школы  № 477 Кобзев В.М. в первый мой год работы. Находясь в проекте, я получил возможность раскрыться и, в первую очередь, раскрыться для себя. Посещение мастер-классов, открытых уроков, участие в педагогических КВНах и других мероприятиях – всё это стало мощным рывком в самореализации. Благодаря проекту  я попал на форум «Всмысле» в 2016 году, где познакомился с Демаковым Ильей Сергеевичем, который через год стал лучшим учителем России. Безусловно, его пример  меня вдохновил.

Итогом моего участия в проекте  стало приглашение представить Пушкинский район в составе педагогической команды в городском конкурсе, капитаном которой была Тарелкина О.В., под чьим руководством я работаю в данный момент, а среди членов команды – действующий учитель Года Санкт-Петербурга Лебедева София Сергеевна.   Готовили же нас директор ИМЦ Серова Любовь Геннадиевна и куратор проекта «Учитель 21 века» Смирнова Светлана Евгеньевна. Естественно, такой сплав должен был дать результат –   мы не подвели, завоевав второе место! Затем уже была индивидуальная победа в районном этапе конкурса среди молодых учителей «Педагогические надежды» и участие в городском этапе.

Все эти мероприятия дали мне возможность познакомиться со многими выдающимися педагогами, которые  периодически приглашают принять участие в различных мероприятиях.  И мне приятно осознавать, что я могу находиться с ними на одной волне, получать «педагогический кайф». Это даёт мне новые импульсы в деятельности, новую мотивацию, желание развиваться и быть примером для своих коллег, особенно молодых.

Вы ещё и наставник молодых учителей.  К  успеху Оли Васильевой,  естественно, имеете  отношение  – помогали, поддерживали.  Что сейчас чувствуете? Каково это  непосредственно участвовать в профессиональном становлении более молодых коллег, быть причастным к их успехам?

Получив предложение   стать заместителем директора по научно-методической работе в школе № 407,  я сразу поставил перед собой цель – помогать молодым учителям, поддерживать их, быть наставником. Оглядываясь на свой опыт, я четко понимал, что успех педагога складывается из нескольких составляющих: личный талант педагога, его усердие и всесторонняя поддержка со стороны администрации и наставника. После знакомства с Васильевой Ольгой Владимировной мне стало понятно, что первые две составляющие уже есть, оставалось дело за мной. Необходимо было правильно подобрать слова, замотивировать к участию в конкурсе, но не принуждать и не навязывать своё мнение. Естественно, было непросто всем, ведь Ольга Владимировна – учитель начальных классов, а это очень большая нагрузка и ответственность.  Она  не только преподаватель, но и классный руководитель,  и воспитатель, чей день начинается рано утром, а заканчивается ближе к вечеру. Добавим сюда постоянные тетрадки и бесконечные переговоры с родителями. Поэтому было крайне важно не перегрузить молодого специалиста, но и не потерять  его мотивацию к  участию в конкурсе педагогических достижений.

Что касается поддержки и помощи, то, на мой взгляд, любой индивидуальный конкурс  должен оставаться индивидуальным. Я имею в виду, что сами идеи и их воплощение должны идти от учителя. Я видел немало примеров, когда в конкурсе участвует педагог, но он представляет не себя, а коллективный труд своей школы или даже района –  для меня это неприемлемо. Какова цель участия? Любой ценой добиться результата или личный рост? Для меня ответ очевиден!

Роль администрации заключается в  создании условий: освободить учителю время, помочь в организационных моментах, безусловно, необходимо формировать благоприятную атмосферу в коллективе, где каждый готов помочь и подсказать. Таким образом оказать моральную поддержку –  методическую и организационную. Приведу один пример, когда я участвовал в городском этапе конкурса «Педагогические надежды»,  все свои тренировочные открытые уроки я организовал сам, договорился с другими школами, с учителями, методистами. Даже замены сам себе нашёл. Как итог, моя голова была больше занята этими вопросами, нежели самой подготовкой. Уверен, что это не могло не сказаться на качестве выступления.

Этот пример и стал для меня ключевым в понимании роли администратора и наставника. Поэтому когда в январе-феврале Ольга Владимировна участвовала в городском этапе, я старался всегда помочь: сделать замену, перенести внеурочную деятельность, договориться с опытными педагогами  и методистами  ИМЦ о методической помощи, да даже банально подвезти и сопроводить на конкурс. Но главное для меня, чтобы Ольга Владимировна понимала, что этот конкурс она прошла сама и её выдающийся результат – диплом (она в числе шести лучших молодых учителей города) – это её результат!

Что касается моих ощущений, то, будучи на этом конкурсе в новой роли, я испытал все эмоции заново и, наверное, даже более сильно! Я   видел, что Ольга Владимировна учла все мои ошибки и рекомендации и заслуживала высокого результата, которого и достигла! Я горжусь победой нашего педагога, он даёт мне дополнительную энергию и бесконечную мотивацию двигаться дальше!

Васильева  О.В., учитель начальных классов ГБОУ школы № 407, дипломант городского этапа конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогическая надежда»

 – Не секрет, что  от участия  в профессиональных конкурсах большинство учителей  отказываются: хлопотно, нервно,  тратишь время и силы… Ольга Владимировна, почему согласилась? По молодости и неопытности или были другие причины?

Согласилась, потому что хотелось поделиться своими педагогическими приёмами, взглядами и поучиться у молодых коллег. Я рассматриваю конкурс, как площадку для обмена опытом, а также  место для знакомства с  профессионалами своего дела. Хотя, безусловно, участие в  конкурсе для меня  было вызовом.

 –  Что мотивировало бороться?

Рядом  со мной находятся близкие люди по духу, мировоззрению,  которые верили в мой успех сильнее, чем я сама. В свою очередь, мне хотелось оправдать это доверие и доказать себе, что я нахожусь на правильном пути. 

 –  Что изменилось  в жизни после успешных выступлений сначала на районном уровне,  затем на городском?

Во-первых, возрос уровень доверия родителей моих учащихся ко мне, они увидели во мне   профессионала.  Во-вторых, я  смогла повысить уровень авторитета в глазах своих учеников и стала для них примером.  В-третьих, доказала себе, что достойна высокого звания «Учитель».

–  Успех в профессиональных  конкурсах  – достижение индивидуальное или коллективное?

Безусловно, пройти такой насыщенный, сложный конкурсный путь я бы не смогла в одиночку. Очень важно  в большом коллективе найти именно СВОИХ людей, которые смотрят с тобой в одном направлении. Я благодарна  за помощь директору ГБУ ИМЦ Серовой Л.Г., администрации своей школы, коллегам  Батуевой Е.А., Павловой А.А., Топчиенко Н.А., а также своей семье и близким друзьям за то, что оказывали методическую, психологическую, техническую помощь на протяжении всех конкурсных испытаний.

–  Каковы планы и перспективы молодого успешного педагога?

После участия в конкурсе я  определила для себя желаемый вектор дальнейшего профессионального развития.  Планов и целей на ближайшее время достаточно много,  начиная от  развития своего профессионального инстаграмм-блога smarty_teacher, создания сайта с методической копилкой для коллег,  до реализации проекта «ОНЛАЙН-ШКОЛА», с помощью которого, я надеюсь, смогу начать  осуществлять безбарьерную среду обучения для всех групп учащихся начальных классов по всей стране. В связи с данными задачами  я готова и открыта к сотрудничеству с коллегами из разных школ нашего района.  С помощью взаимного обмена опытом мы сможем прийти к феноменальному результату!

–  Какой совет вы можете дать  тем, кто не решается  участвовать в профессиональных  конкурсах?

Доверяйте своим желаниям, развивайте  свой  педагогический талант. Я  желаю вам смелости души и больше искренних людей вокруг. Мечтайте смело!