Использование информационно-коммуникационных технологий для создания дидактических игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Муха Я.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

21 век – век информационных технологий. На сегодняшний день нам уже сложно представить свою жизнь без телефона, компьютера и интернета. Однако если мы будем говорить о детях, сразу же на ум приходит одна из главных проблем нашего времени – зависимый от гаджетов ребенок. Но всегда ли новые технологии вредны для детей? И как сегодня в сфере образования можно продуктивно использовать средства информационно-коммуникационной направленности?

Для начала давайте вспомним, что же такое дидактические игры?

Доктор педагогических наук В. Н. Кругликов в своей работе, посвящённой дидактическим играм, пишет:  «Дидактические игры это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения».

Данные игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Не будем забывать, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. К сожалению, многие педагоги относятся к дидактической игре лишь как к развлекательному и организующему занятию, позволяющему снять умственное напряжение. А это совсем не так!

Каким образом можно использовать ИКТ для создания дидактических игр?

Говорят, что новые технологии творят чудеса. И это правда –  так и есть. С помощью современной компьютерной графики можно погрузить ребенка в настоящую сказку, в которой он может стать главным героем. Сделать дидактическую игру не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Подойдет даже самая обычная стандартная программа PowerPoint. Да, с её помощью  можно делать не только презентации. Все, что нам нужно, это правильно настроить анимацию на героя,  выбрать звук и  – вуаля!  Вот уже Волшебник Изумрудного города приглашает детей в увлекательное путешествие прямо с экрана доски. Можно озвучить героя самому, и  он с экрана (доски) будет говорить вашим голосом,  можно  сделать несколько героев!

Что нужно помнить при создании интерактивных дидактических игр?

  1. Требования санитарных правил и норм для работы с интерактивной доской и компьютером.
  2. Продуманный сюжет игры. Если в игре нет понятного и логичного сюжета, от неё мало толку.
  3. Выбор цветовой гаммы. Берегите и свои, и детские глазки – не используйте слишком яркие цвета и сочетания, которые утомляют зрение.

Интерактивные дидактические игры – хороший способ повысить познавательную активность детей. В них могут участвовать любимые мультипликационные герои, сказочные персонажи,  но главное в игре – её обучающее и воспитательное воздействие.

По своему опыту могу сказать, что такие игры сразу же находят отклик у ребят. Каждый рвется первым ответить на вопрос задания и перейти к следующему. Когда в игре появляется герой, дети тут же хотят с ним подружиться и помочь ему решить непростую задачу. Необязательно быть компьютерным гением, чтобы создать подобную игру, главное – это идея, а для создания подойдет даже стандартное приложение.